Авторизация
Логин
Пароль

              

Заседания




Открытое обращение Общественной молодежной палаты при Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, главам муниципальных образований

В течение нескольких лет создавалась структура организаций оказывающих содействие молодым семьям в приобретении и строительстве жилья. Данные организации имеются практически в каждом муниципальном образовании округа.
 
Принятый Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 24 июня 2005 года в первом чтении проект закона «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» в части обеспечения жильём молодых семей сохранил и усовершенствовал существующий механизм оказания помощи молодым семьям в приобретении и строительстве жилья. Также сохранилась возможность его реализации через существующие структуры.
 
Внесенные рабочей группой правительства округа поправки к проекту закона практически лишают молодую семью возможности улучшить свои жилищные условия. Полностью уничтожается существующий механизм реализации программы и создаваемая в течение нескольких лет структура организаций на местах.
 
Вместо существующей программы предлагается создание ипотечного агентства, которое займется компенсацией процентной ставки по выданным коммерческими банками кредитам.
 
Но на наш взгляд авторы поправок не учли ряд существенных моментов.
 
1. Чтобы получить компенсацию процентной ставки по ипотечному кредиту, необходимо сначала получить кредит. Получение кредита связано с рядом условий, и одним из основных является уровень дохода на одного члена семьи. При этом абсолютно не учитывается, что молодая семья – это семья с одним или двумя маленькими детьми, и, как правило, в ней работает только один член семьи. Связано это не только с желанием родителей, чтобы ребенок больший период времени воспитывался в семье, но и с тем, что практически во всех муниципальных образованиях округа существует огромная нехватка мест в детских садах. Соответственно сам вопрос о получении кредита отпадает, так как банк его просто не выдаст семье с низким уровнем дохода.
 
2. Абсолютно не ясен вопрос с механизмом реализации программы предложенной рабочей группой. Нет структуры организаций, которые будут осуществлять на местах реализацию программы. Не факт, что она вообще будет создана, а если и будет, то не возможно просчитать эффективность её работы. В любом случае, даже если будет создано ипотечное агентство, на создание эффективного механизма и структуры на местах уйдет несколько лет.
 
3. Разработчики поправок предполагают субсидирование стоимости 10 м2 площади жилья при рождении в семье ребенка. Несомненно, это существенная помощь молодой семье. Но опять же данный вопрос недостаточно проработан. Молодая семья может получить данную субсидию только при условии, что на момент рождения ребенка они должны будут уже являться членами программы, т.е. купить или построить жилье, и у них должен существовать долг перед кредитной организацией или собственником жилья. В случае если ребенок родится до улучшения семьей своих жилищных условий, то субсидию они уже не получат. Данное положение приведет к тому, что молодые семьи, находящиеся в детородном возрасте вместо планирования семьи будут заниматься зарабатыванием денег, чтобы иметь возможность приобрести жильё или взять кредит в банке на его приобретение.
 
4. Существующий в настоящее время механизм позволяет семье реально снизить стоимость приобретаемой или построенной квартиры до 30% от её стоимости. Механизм, предлагаемый рабочей группой, предусматривает 100% оплату квартиры молодой семьей, а также банковских процентов. При кредите в размере 1 000 000 рублей, и процентной ставки в 5% (остальную часть предполагается гасить за счет средств окружного бюджета) на срок 15 лет молодая семья помимо самого кредита выплатит кредитной организации около 400000 рублей за пользование кредитом. Помимо этого около 700 000 рублей будет выплачено кредитной организации из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в качестве компенсации процентной ставки. На наш взгляд гораздо целесообразнее было бы отдать эти деньги молодым семьям в виде субсидий на строительство и приобретение жилья. Кроме этого одним из условий выдачи ипотечного кредита является обязательное страхование жизни и утраты трудоспособности заемщика (ставка страховых сборов составит от 1,5 до 2,5% в год), а также страхование самой квартиры (ставка страховых сборов составит от 1,5 до 3% в год), что повлечет дополнительную финансовую нагрузку на молодую семью от 450000 рублей до 825000 рублей. Из вышесказанного следует, что итоговая стоимость квартиры увеличится для молодой семьи от 85% до 107,5%. Таким образом, совершенно очевидно, что от данной программы выигрывают только уполномоченные кредитные учреждения и страховые компании, но никак не молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
 
Просим Вас не допустить принятия внесенных рабочей группой поправок, которые приведут к значительному ухудшению действующих условий приобретения и строительства жилья для молодых семей и как следствие ухудшение демографической ситуации в округе.
 
По поручению Совета общественной молодежной палаты при Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
 
Заместитель председателя
Общественной молодежной палаты при Думе
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Ю.С. Кузнецов
      
от «30» сентября 2005 года