РЕКОМЕНДАЦИИ
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
(Тюменская область)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2008 года № 135
г. Ханты-Мансийск
О взаимодействии молодежных консультативно-совещательных структур, созданных при органах местного самоуправления, и территориальных избирательных комиссий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Заслушав информацию заместителя председателя Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа Н.Ф. Пироженко о Форуме молодых парламентариев «Гражданский курс», прошедшем 15-17 февраля 2008 года в пгт. Излучинск Нижневартовского района, рассмотрев протоколы рабочих групп по обсуждению рекомендаций по взаимодействию территориальных избирательных комиссий и молодежных консультативно-совещательных структур, созданных при органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры постановляет:
1. Одобрить Рекомендации по взаимодействию территориальных избирательных комиссий и молодежных консультативно-совещательных структур, созданных при органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (прилагается).
2. Территориальным избирательным комиссиям до 1 мая 2008 года разработать Комплексную программу по взаимодействию территориальных избирательных комиссий с молодежными консультативно-совещательными структурами, созданными при органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
3. Заместителю председателя Избирательной комиссии автономного округа Н.Ф. Пироженко совместно с Общественной молодежной палатой при Думе автономного округа до 1 апреля 2008 года разработать программу повышения квалификации молодых парламентариев.
4. Настоящее постановление разместить на официальном сайте Избирательной комиссии автономного округа, опубликовать в журнале «Вестник Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя председателя Избирательной комиссии автономного округа Н.Ф. Пироженко.
Председатель
Избирательной комиссии
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
В.В. Змановский
Секретарь
Избирательной комиссии
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
И.О. Игнатов
Приложение
к постановлению Избирательной комиссии
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 21 февраля 2008 года № 135
РЕКОМЕНДАЦИИ
по взаимодействию молодежных консультативно-совещательных структур,
созданных при органах местного самоуправления, и территориальных избирательных комиссий
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Общие положения
В Российской Федерации с 90-х годов существует действенная форма самоуправления молодежи – молодежные парламентские структуры (парламенты, палаты, советы и другие).
Молодежный парламентаризм представляет собой систему представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанной на создании и функционировании при органах государственной власти и местного самоуправления специальной консультативно-совещательной структуры молодежи – молодежного парламента, палаты, совета, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства.
В настоящее время молодежные консультативно-совещательные структуры осуществляют свою деятельность на трех уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. В зависимости от поставленных целей и задач, молодежные консультативно-совещательные структуры выбирают соответствующую сферу деятельности:
- разработка предложений по реализации прав молодежи, содействие в создании условий для проявления инициатив молодежи при осуществлении молодежной политики;
- содействие в приобщении наиболее активных и подготовленных молодых граждан к общественной и политической деятельности;
- формирование, укрепление и повышение правовой и политической культуры молодежи;
- поддержка созидательной, гражданской активности молодежи.
Созданные молодежью и поддержанные органами власти молодежные консультативно-совещательные структуры представляют проблемы и интересы молодого поколения. Одним из направлений работы молодежных консультативно-совещательных структур является повышение заинтересованности молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, в повышении ее правовой культуры. Учитывая данные социологических опросов, свидетельствующие о том, что число молодых людей, интересующихся политикой и участвующих в выборах, повышается, это направление работы молодежных консультативно-совещательных структур представляется особо актуальным и значимым.
В последнее время консультативно-совещательные структуры, расширяя круг взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, стали проводить совместные мероприятия с избирательными комиссиями разного уровня. В ряде субъектов федерации проводятся выборы в молодежные консультативно-совещательные структуры, организуются обучающие семинары и мероприятия по привлечению молодежи к участию в голосовании, в результате которых ощутимо повысилась активность молодых людей по участию в общественно-политической жизни своего региона. В настоящее время существует ряд направлений по взаимодействию избирательных комиссий и молодежных консультативно-совещательных структур.
Настоящие рекомендации разработаны с целью развития взаимодействия консультативно-совещательных структур при органах местного самоуправления с территориальными избирательными комиссиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, активного вовлечения молодых парламентариев в решение вопросов по повышению общественно-политической и электоральной активности и правовой культуры молодежи.
В данных рекомендациях использованы следующие понятия:
молодежный парламентаризм – система представительства прав и законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления основанной на создании и функционировании консультативно-совещательной структуры молодежи – молодежного парламента, палаты, совета и др.
молодежная консультативно-совещательная структура – добровольный, самоуправляемый, консультативно-совещательный коллегиальный орган молодежи, созданный при органах местного самоуправления и осуществляющий деятельность по стимулированию и поддержке участия молодежи в социально-экономическом, политическом и культурном развитии муниципального образования.
2. Цели и задачи взаимодействия территориальных избирательных комиссий
и консультативно-совещательных структур при органах местного самоуправления
муниципальных образований автономного округа
Цели:
1. Повышение уровня правовой, социально-политической культуры и электоральной активности молодого поколения.
2. Подготовка квалифицированных кадров из числа молодежи для работы в избирательных комиссиях различного уровня.
3. Совместная деятельность территориальных избирательных комиссий и молодежных консультативно-совещательных структур в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Задачи:
1. Создание системы эффективного сотрудничества консультативно-совещательных структур и территориальных избирательных комиссий.
2. Обеспечение возможности участия представителей молодежных консультативно-совещательных структур в работе территориальных избирательных комиссий.
3. Информирование молодежи о деятельности избирательных комиссий и о мероприятиях, проводимых во время избирательных кампаний.
4. Создание комплексных программ на региональном и муниципальном уровне по взаимодействию молодежных консультативно-совещательных структур и избирательных комиссий.
3. Формы организации взаимодействия территориальных избирательных комиссий
и молодежных консультативно-совещательных структур
3.1. Организация выборов в молодежные консультативно-совещательные структуры.
Основными целями проведения выборов среди граждан в возрасте от 14 до 30 лет являются повышение заинтересованности молодого поколения к избирательным кампаниям, обеспечение преемственности поколений в вопросах гражданской активности, создание резерва кадров организаторов избирательного процесса.
Выборы проводятся в представительный молодежный орган (молодежные парламенты, советы школ, учебных заведений и т.д.). Среди молодежи выборы организуются в виде деловой игры в масштабах как административно-территориального образования, так и в масштабах определённой группы молодёжи (например, в одном или нескольких учебных заведениях). При этом одно из необходимых условий выборов – максимальное сходство их с выборами в органы государственной власти и местного самоуправления, а именно – схожесть стадий избирательного процесса, образование избирательных комиссий, контроль за соблюдением избирательных прав и т.п. Это будет способствовать повышению правовой и политической культуры молодого поколения и позволит привлекать молодёжь к участию в политическом и избирательном процессе.
Допускается отклонение от некоторых деталей избирательного процесса, что, однако, не должно существенным образом изменять его суть.
Независимо от уровня молодежных выборов и организаций, осуществляющих подготовку и проведение выборов, в процесс должны включаться территориальные избирательные комиссии для методической, организационной поддержки и в качестве субъекта полного или частичного финансирования мероприятий.
3.2. Обучение, повышение квалификации.
Молодежные консультативно-совещательные структуры являются кадровым резервом муниципального образования, региона, страны, члены которых должны обладать теоретическими знаниями и практическими навыками в области управления государством. Молодежные консультативно-совещательные структуры ставят перед собой задачу постоянного повышения квалификации своих членов.
В качестве партнера в процессе повышения знаний в области избирательного права и процесса могут выступать избирательные комиссии разного уровня, проводя узконаправленные тематические мероприятия для молодёжи.
Подобные мероприятия для молодежных консультативно-совещательных структур могут проводиться на местном уровне.
Организация обучающих мероприятий может служить стартовой площадкой для создаваемых молодежных консультативно-совещательных структур, которые в дальнейшей своей деятельности будут общественными помощниками избирательным комиссиям.
Организация различных конкурсов среди молодых парламентариев и вовлечение в них молодых людей, проявляющих заинтересованность, может служить расширению знаний молодежи в области избирательного права и процесса.
3.3. Издательская деятельность.
Совместная разработка, издание и публикация информационно-методических материалов по вопросам избирательного права и процесса, повышения правовой и политической культуры и развития, молодёжных консультативно-совещаетльных структур.
Подготовка информационных материалов в «Вестник Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа», об опыте работы молодежных консультативно-совещательных структур автономного округа, в том числе по обмену опытом взаимодействия с избирательными комиссиями. Представители молодежных консультативно-совещательных структур по поручению избирательных комиссий или при совместном сотрудничестве готовят материалы для региональных и местных периодических печатных изданий с целью популяризации совместной работы избирательных комиссий и молодежных консультативно-совещательных структур, а также своей деятельности во время избирательных кампаний.
Подготовка информационных материалов для молодежи во время избирательных кампаний при участии молодежных консультативно-совещательных структур позволит в доступной для молодежи форме преподносить необходимую для данной категории населения информацию. Также молодёжные консультативно-совещательные структуры со своей стороны могут взять на себя задачу распространения информационных материалов среди молодежи: в учебных заведениях, на предприятиях городов, среди общественных организаций, сопровождая это встречами – беседами «на равных» с молодыми студентами, работающей молодежью, школьниками и т.д.
3.4. Подготовка кадров для избирательных комиссий разного уровня.
В случаях, установленных избирательным законодательством, молодежные консультативно-совещательные структуры могут выдвигать своих представителей в качестве кандидатов в члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, а так же предлагать данные кандидатуры субъектам выдвижения в состав комиссий.
В целях повышения электоральной активности молодежи соответствующая избирательная комиссия при формировании комиссий может включать в их состав от одного до трех человек в возрасте от 18 до 30 лет, а также в случае выдвижения членов молодежных консультативно-совещательных структур рассматривать данные кандидатуры в приоритетном порядке.
Возможно формирование составов участковых комиссий из членов молодежных консультативно-совещательных структур или из молодых граждан, проживающих на территории муниципальных образований.
Данные мероприятия позволят привлечь молодых людей к участию в избирательном процессе, что будет способствовать повышению уровня правовых знаний, повышению статуса избирательных комиссий разного уровня, распространению позитивной информации среди молодежи о проведении выборов и необходимости участия молодежи в этом процессе.
3.5. Просветительская деятельность.
Обсуждение актуальных проблем и перспектив взаимодействия избирательных комиссий, органов власти и молодого поколения в рамках радио-, телепрограмм и на страницах газет по вопросам, касающихся избирательного права, повышения правовой и политической культуры.
В качестве основных методов реализации направления совместной деятельности избирательных комиссий и молодежных консультативно-совещательных структур по просветительской деятельности можно выделить следующие:
1. Разработка и выпуск в эфир молодежных теле-, радиопроектов по повышению политической и правовой культуры молодежи, а также выпуск в эфир в удобное вечернее время просветительных уже существующих (либо разработанных силами молодежных объединений и ТИКов) фильмов для повышения патриотизма, повышению активности, правовой грамотности молодежи.
2. Подготовка и распространение информации среди молодежи о мероприятиях по организации и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
3. Проведение встреч со школьниками, студентами, молодыми рабочими, предпринимателями с целью информирования о проходящих избирательных кампаниях.
4. Прокат, изготовление и просмотр социальных и агитирующих роликов в местах большего скопления молодежи (кинотеатры, презентации, форумы) в течение года.
5. Для снижения информационного вакуума молодежи и населения в целом, разработать рекламные буклеты, баннеры, социальную рекламу с полезной информацией о правах молодежи, о правовой защите населения, избирательном праве, ведению существующих процессов и т.п. Для появления эффекта работа должна проводиться постоянно, а не только во время избирательных кампаний.
3.6. Исследовательская деятельность. Проведение социологических опросов.
По инициативе избирательных комиссий или молодежных консультативно-совещательных структур совместно могут проводиться социологические исследования, в том числе среди молодежи. В качестве исполнителей могут выступать молодежные консультативно-совещательные структуры, в качестве консультантов - избирательные комиссии и привлеченные специалисты. Результаты проведенных исследований могут служить основой для планирования стратегии совместных мероприятий по привлечению молодежи на выборы, повышения ее гражданской активности и ответственности, также позволят выделить основные подходы в непосредственной разработке мероприятий, удовлетворяющих поставленным данными рекомендациями целям и задачам. Исследования могут проводиться в качестве отчета об эффективности проводимых мероприятий.
3.7. Организация работы общественной молодежной приемной.
Общественная молодежная приемная является одной из форм работы молодежных консультативно-совещательных структур.
Деятельность приемной направлена как на решение отдельных проблем молодежи, так и на повышение уровня гражданского самосознания, в частности, на повышение электоральной активности молодежи.
3.8. Организация встреч молодёжи с представителями органов местного самоуправления и кандидатами на выборные должности.
В результате встреч молодые люди ознакомятся с работой органов местного самоуправления, с тезисами программ, политическими платформами. Познакомятся непосредственно с кандидатами и, приходя на выборы, уже смогут принять правильное решение при выборе.
4. Методические принципы по организации и планированию мероприятий
по повышению электоральной активности
4.1. Планируемые мероприятия должны предусматривать четкую выработку конечной цели, конечные результаты должны иметь считаемые показатели эффективности. Нельзя проводить мероприятия «для галочки» – их большое количество в перспективе приведет к обратному результату.
4.2. Количество каналов информации используемых в организации мероприятий должно быть максимальным: газетные заметки, освещение на телевидение (в новостях, в виде социальной рекламы и т.д.), на интернет-форумах, на радио и других сетевых коммуникациях.
4.3. Форма мероприятия и его «язык» (оформление месседжа) должны четко соответствовать целевой аудитории.
Данные принципы не окончательны и могут быть дополнены в дальнейшей работе.
5. Сфера деятельности молодежных консультативно-совещательных структур
Молодежным консультативно-совещательным структурам, которые представляют интересы и проблемы молодого поколения, в процессе совместной деятельности необходимо на всех стадиях подготовки совместных программ и мероприятий выявлять наиболее актуальные темы и проблемы молодежной среды.
Вовлекать молодежь в процесс повышения гражданской и электоральной активности.
Осуществлять разработку и предлагать избирательным комиссиям перспективные направления по совместному сотрудничеству.
Принимать непосредственное участие в подготовке и проведении совместных мероприятий.
Осуществлять взаимодействие с молодежью других муниципальных образований по вопросам совместных планов с избирательными комиссиями.
Участвовать в деятельности избирательных комиссий разного уровня, программах избирательных комиссий по проведению и подготовке избирательных кампаний.
Принимать активное участие в подготовке молодых кадров для работы в избирательных комиссиях.
Осуществлять распространение позитивного опыта совместной деятельности с избирательными комиссиями.
6. Механизмы взаимодействия территориальных избирательных комиссий
и молодежных консультативно-совещательных структур
6.1. Организационное обеспечение.
В качестве механизма развития эффективного взаимодействия избирательных комиссий и молодежных консультативно-совещательных структур следует отметить необходимость разработки на основе данных рекомендаций комплексной программы по взаимодействию территориальных избирательных комиссий с молодежными консультативно-совещательными структурами созданных при органах местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В программах должны быть представлены основные направления обеспечения развития взаимодействия избирательных комиссий, молодежных консультативно-совещательных структур, а по возможности органов местного самоуправления, занимающихся вопросами молодежной политики.
6.2. Материально-техническое обеспечение.
Партнерское взаимодействие молодежных консультативно-совещательных структур и территориальных избирательных комиссий необходимо строить на принципе заключения соглашений, договоров, как декларативного, так и гражданско-правового характера. В качестве приложений к заключенным договорам прилагаются программа деятельности и (в случае с гражданско-правовыми договорами) смета расходов. В случае, если молодежная консультативно-совещательная структура действует без образования юридического лица, посредником может выступать другая организация, при которой она создана, которая совместно будет осуществлять программу и на счет которой будут поступать целевым финансированием средства.
6.3. Информационное и научно-методическое обеспечение.
Осуществление своевременного информирования молодежных консультативно-совещательных структур о проходящих конкурсах, касающихся повышения правовой культуры и гражданской позиции молодежи. Осуществление обмена позитивного опыта работы по взаимодействию с молодежными консультативно-совещательными структурами между территориальными избирательными комиссиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Осуществление подписки на периодические издания избирательных комиссий молодежных консультативно-совещательных структур, профкомов студентов, молодежных организаций муниципального образования. Осуществление совместной издательской деятельности. Возможность доступа к библиотечному фонду комиссии. Предоставление экземпляров печатных изданий молодёжным консультативно-совещательным структурам, касающихся повышения правовой и политической культуры.
Оказание помощи в проведении исследований, мониторингов, изготовление материалов по итогам проведенных совместных мероприятий.
6.4. Кадровое обеспечение.
Проведение обучающих семинаров с привлечением специалистов избирательных комиссий. Подготовка молодых кадров из числа молодежных консультативно-совещательных структур с целью предоставления им возможности проведения обучающих семинаров и просветительской работы с молодыми гражданами, проживающими на территории муниципального образования.
Предоставление возможности членам молодежных консультативно-совещательных структур проходить стажировку в избирательных комиссиях, оказание содействия молодым парламентариям при трудоустройстве.
7. Ожидаемые результаты
В качестве ожидаемых результатов взаимодействия можно выделить следующие:
- повышение электоральной активности молодежи;
- формирование положительного и доверительного отношения молодых - граждан к органам местного самоуправления;
- реализация потенциала молодежных консультативно-совещательных структур в целях повышения политической и электоральной активности молодых граждан;
- совершенствование форм и методов информирования населения о проходящих избирательных кампаниях;
- разработка и внедрение инновационных форм правового просвещения молодежи;
- обеспечение кадровой преемственности кадров в избирательных комиссиях.
8. Заключительные положения
Настоящие рекомендации являются рамочными для определения возможных путей, механизмов и форм развития взаимодействия территориальных избирательных комиссий и консультативно-совещательных структур при органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Они предполагают в процессе создания и организации совместной деятельности творческий подход и инициативу со стороны тех, кто будет реализовывать предложенные рекомендации в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.