Контрольная деятельность Думы
Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" определяется, что законодательный орган субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2001 года № 76-оз "О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" установлено, что Дума автономного округа самостоятельно, а также через свои комитеты, временные комиссии, депутатские объединения, депутатов Думы автономного округа, Ассамблею представителей коренных малочисленных народов Севера, Счетную палату автономного округа и иные создаваемые ею органы осуществляет следующие контрольные функции:
1. За соблюдением и исполнением законов автономного округа.
Дума автономного округа вправе обратиться к Губернатору автономного округа, в Правительство автономного округа и (или) органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с запросом об исполнении закона автономного округа, а также о проблемах, возникающих в процессе его исполнения. Необходимая информация представляется в Думу автономного округа не позднее 30 дней со дня получения запроса.
По результатам рассмотрения представленной информации Дума автономного округа вправе принять указанную информацию к сведению, дать официальное толкование норм соответствующего закона автономного округа, внести изменения в указанный закон автономного округа.
2. За исполнением бюджета автономного округа, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа, исполнением программ автономного округа.
Контроль за исполнением бюджета автономного округа, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа, исполнением программ автономного округа осуществляется Думой самостоятельно или через создаваемые ею органы в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с Кодексом.
3. За соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью автономного округа.
Правительство автономного округа не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет в Думу автономного округа информацию об управлении и о распоряжении государственным имуществом за отчетный год, в том числе о составе государственного имущества, совершенных сделках (включая информацию о результатах приватизации государственного имущества, предусмотренную статьей 6 Закона автономного округа "О порядке приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры"), перечне имущества, переданного в управление органам государственной власти автономного округа, за указанный период.
Также в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2001 года № 76-оз "О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" Дума автономного округа на своем заседании заслушивает ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства автономного округа, в том числе по вопросам, поставленным Думой автономного округа, представленный Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Кроме того, в целях выявления, устранения и ограничения действия коррупционных факторов в нормативных правовых актах, принимаемых Думой автономного округа, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов автономного округа и постановлений Думы автономного округа, внесенных на рассмотрение Думы, а также действующих законов автономного округа и постановлений Думы автономного округа.
Антикоррупционная экспертиза в Думе автономного округа проводится в порядке, установленном постановлением Думы автономного округа от 20 марта 2009 года № 4031 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, внесенных в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и действующих нормативных правовых актов, принятых Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".
В соответствии с Регламентом Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным постановлением Думы автономного округа от 16 июня 2016 года № 2171, контрольная деятельность Думы автономного округа осуществляется в следующих видах:
плановый контроль – осуществляется путем заслушивания информаций или отчетов, включенных в План работы Думы автономного округа на очередной год;
текущий контроль – осуществляется по мере необходимости. Решение о проведении текущего контроля принимается Председателем Думы по инициативе комитетов Думы, Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера.
Контрольная деятельность Думы автономного округа осуществляется в следующих основных формах:
1) заслушивание на заседаниях Думы автономного округа, ее комитетов, Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера и временных комиссий информаций, отчетов о ходе исполнения законов автономного округа, постановлений Думы автономного округа и поручений Думы автономного округа;
2) образование временных комиссий Думы автономного округа для изучения практики работы по исполнению законов автономного округа, постановлений и поручений Думы автономного округа;
3) направление депутатских запросов;
4) проведение депутатских расследований;
5) истребование информации;
6) проведение контрольных мероприятий Счетной палатой автономного округа.
Информации или отчеты, представленные в рамках реализации Думой автономного округа контрольных функций, вносятся в Думу автономного округа и подлежат рассмотрению на ее заседании.
Для предварительного рассмотрения Председатель Думы автономного округа направляет представленные информации или отчеты в соответствующие комитеты Думы автономного округа, а также в Ассамблею представителей коренных малочисленных народов Севера, если указанные информации или отчеты затрагивают права и интересы коренных малочисленных народов Севера.
Перед голосованием по представленным информациям или отчетам на заседании Думы заслушиваются представители органов, их представивших, председатель соответствующего комитета Думы, а также заместитель Председателя Думы – председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера, если указанные информации или отчеты рассматривались на заседании Ассамблеи, которые информируют присутствующих на заседании Думы о содержании решения соответствующего комитета Думы, Ассамблеи.
Информации или отчеты принимаются к сведению. Решение об этом считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы автономного округа, и оформляется постановлением Думы.
Если депутаты Думы автономного округа приняли решение, что информации или отчеты представлены не в полном объеме, вопрос снимается с рассмотрения, информация о чем вносится в протокол.
Информации или отчеты направляются для доработки в представивший их орган вместе с выписками из протоколов заседаний Думы автономного округа.
По результатам рассмотрения представленных информаций или отчетов Дума автономного округа вправе дать официальное толкование норм соответствующих законов автономного округа, внести изменения в указанные законы автономного округа.
Контрольная деятельность Думы распространяется на все законы автономного округа с учетом внесенных в них изменений, за исключением законов автономного округа о признании утратившими силу законов автономного округа, о приостановлении действия отдельных положений или законов автономного округа.
Отчеты о соблюдении и исполнении закона автономного округа включают:
1) перечень подзаконных актов автономного округа, принятых во исполнение положений данного закона автономного округа, с указанием конкретных положений закона автономного округа;
2) перечень подзаконных актов автономного округа, не принятых во исполнение положений данного закона автономного округа, с указанием причин;
3) объемы планового финансирования реализации закона автономного округа согласно закону (законам) о бюджете автономного округа, в том числе с разбивкой по годам, в случае, если финансирование было предусмотрено;
4) объемы фактического финансирования реализации закона автономного округа, в том числе с разбивкой по годам, в случае, если финансирование было предусмотрено;
5) общий результат реализации закона автономного округа с учетом достижения (недостижения) целей и задач и эффективности реализации закона автономного округа;
6) информацию о проблемах, возникших при реализации закона автономного округа;
7) предложения по совершенствованию норм закона автономного округа;
8) количественные и качественные показатели реализации закона автономного округа при их наличии.
Законы о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, о бюджете территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа, законы об исполнении бюджета автономного округа, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа подлежат контролю в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством автономного округа.