РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам проведения депутатских слушаний на тему
«О промежуточных итогах реформирования системы здравоохранения
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Председательствующий: председатель Комитета Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по социальной политике Н.Л. Западнова.
Приглашённые по обсуждаемым вопросам (список прилагается).
Участники депутатских слушаний отметили:
Проводимая реформа здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности её функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения автономного округа на гарантированный государством объём медицинской помощи.
Во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 января 2014 года № Пр-242 в автономном округе проводится реформирование системы здравоохранения, которое включает структурные преобразования сети медицинских организаций и формирование государственной системы здравоохранения.
Формирование и развитие государственной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с федеральными законами от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре также принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июня 2012 года № 86-оз (ред. от 26 сентября 2014 года) «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Кроме того, в целях дальнейшего повышения эффективности функционирования отрасли здравоохранения в автономном округе приняты нормативные документы, содержащие вопросы структурных преобразований сети медицинских организаций, а именно:
- подпрограмма VIII «Территориальное планирование учреждений здравоохранения автономного округа» государственной программы Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года № 414-п, в которой предусмотрены дальнейшие структурные преобразования отрасли, которые позволят повысить доступность и качество медицинской помощи при условии рационального использования имеющихся ресурсов здравоохранения;
- распоряжение Губернатора автономного округа от 27 декабря 2013 года № 858-рг «О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года» и распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июля 2014 года № 396-рп «О мерах по повышению эффективности управления государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», которые предусматривают ряд мероприятий направленных на оптимизацию сети медицинских организаций автономного округа.
Отдельно стоит отметить, что в 2014 году произошло укрепление материально-технической базы медицинских учреждений: введён в эксплуатацию объект: «Детская поликлиника на 200 посещений в смену в микрорайоне 1 в г. Радужный», до конца года планируется ввести в эксплуатацию следующие объекты: Патологоанатомическое отделение с филиалом Бюро судебно-медицинской экспертизы на 250 вскр./год Больничного комплекса г. Пыть-Ях, Участковую больницу на 15 коек, 35 посещений в смену, 4 койки дневного стационара в с. Полноват Белоярского района, а также запланирована реконструкция хирургического корпуса под городскую поликлинику в микрорайоне № 2 дом 16А, г. Пыть-Ях.
В 2014 году осуществляются капитальные ремонты в 11 медицинских организациях, приобретено более 500 единиц медицинского оборудования и 11 единиц санитарного автотранспорта.
Вместе с вышеуказанными положительными тенденциями участники отметили ряд экономических, ментальных, организационных, нормативных, а также кадровых рисков (проблем), как для врачебного сообщества, так и для пациентов автономного округа, среди которых:
- ветшание основных фондов;
- неравномерное финансовое положение медучреждений и различные стартовые условия перехода на одноканальное финансирование;
- недозарабатывание финансовых средств, необходимых медорганизациям по причине невыполнения плановых объёмов медицинской помощи;
- неэффективный менеджмент, а именно – отсутствие практических навыков у администрации учреждений по управлению финансово-экономическим состоянием учреждений в новых экономических условиях;
- неэффективное использование ресурсов учреждений (штаты, укомплектованность, коммунальные расходы, транспортные услуги и пр.);
- дефицит площадей, недостаток средств для проведения капитального ремонта здания;
- кадровое обеспечение учреждений (медицинских сестёр, врачей «узких» специальностей, врачей поликлинического звена, скорой помощи, центров высоких технологий);
- недостаточное информирование населения об имеющихся ресурсах сферы здравоохранения (кадровых, материально-технических и других);
- высокий уровень урбанизации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (доля сельского населения составляет лишь 8%, территориальные особенности региона требуют постоянного совершенствования системы медицинского обслуживания сельского населения. Так, из 165 сельских населённых пунктов в 61 численность проживающих составляет менее 200 человек в каждом, в том числе в 30 из них – менее 50 жителей. Медицинская помощь сельскому населению автономного округа оказывается 25 врачебными амбулаториями, 22 участковыми больницами, 71 фельдшерско-акушерским пунктом). Эти обстоятельства не позволяют обеспечить все населенные пункты медицинскими работниками и диктуют необходимость развития выездных форм работы, в том числе посредством оказания специализированной санитарно-авиационной медицинской помощи в экстренных ситуациях.
Обозначенные выше факторы, а также неэффективное использование коечного фонда в муниципальных медицинских организациях, наличие межмуниципальных барьеров для получения медицинских услуг жителями в муниципальных медицинских организациях, обосновали формирование и развитие государственной системы здравоохранения в автономном округе.
Более тщательное планирование работы медицинских учреждений региона позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы и кадровый потенциал учреждений здравоохранения Югры.
В дополнение стоит отметить, что на 1 квартал 2015 года Комитетом Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры запланировано проведение круглого стола на тему «Проблемы и риски, связанные со строительством объектов здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Рассмотрев и обсудив информацию по данному вопросу, участники депутатских слушаний приняли информацию к сведению.
Рекомендовали Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
1. Обеспечить тесное взаимодействие Департамента здравоохранения автономного округа и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на всех уровнях управления здравоохранением, с целью обеспечения единой политики в сфере здравоохранения;
2. Активизировать работу по повышению эффективности использования имеющихся ресурсов в сфере здравоохранения (финансовых, кадровых, материальных, в том числе медицинского оборудования);
3. Проводить постоянный анализ (мониторинг) результатов деятельности медицинских учреждений автономного округа, изучать выявленные нарушения и своевременно корректировать деятельность системы;
4. Разработать нормативы оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими учреждениями автономного округа сверх установленных объёмов, установленных территориальной программой ОМС;
5. С целью снижения финансовой нагрузки на бюджет автономного округа изучить возможность вовлечения государственного-частного партнёрства в сферу здравоохранения автономного округа (в строительство и реконструкцию основных фондов, а также в процесс предоставления медицинских услуг), с учётом опыта субъектов Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан (г. Казань) и другие);
6. Рассмотреть возможность увеличения тарифных ставок для всех уровней медицинских работников, с учётом исполнения Указа Президента Российской Федерации, а также новой системы оплаты труда;
7. Провести модернизацию подготовки квалифицированных кадров системы здравоохранения региона в условиях медицинского страхования посредством:
- повышения уровня квалификации врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь, в том числе врачей «узких» специальностей и средних медицинских работников (учитывая фактор «старения» медицинского персонала);
- укомплектованности больниц персоналом путем направления потребности (заявок) в медицинские учебные заведения автономного округа;
- обучения руководителей медицинских учреждений финансово-экономическим знаниям и навыкам, в том числе принятия управленческих решений в условиях ограниченных ресурсов и новых экономических условиях;
8. Продолжить взаимодействие с администрациями муниципальных образований автономного округа по вопросу предоставления служебного жилого фонда специалистам учреждений здравоохранения, с целью закрепления медицинских кадров на территории автономного округа;
9. Обеспечить совершенствование схем маршрутизации пациентов автономного округа с целью оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, повышения равнодоступности качественной специализированной медицинской помощи для населения вне зависимости от места проживания;
10. Усилить роль амбулаторно-поликлинического звена и продолжить развитие стационарозамещающих технологий;
11. Обеспечить:
- единую систему качества (ИСО 9000:2000) оказания медицинской помощи на территории автономного округа;
- приведение структуры медицинских организаций в соответствие с потребностью в медицинской помощи населения территорий муниципальных образований;
- систематический мониторинг выполнения объёмов медпомощи и финансовых ресурсов, с учётом решения вопросов корректировки плановых показателей;
- достижение (сохранение) баланса государственных гарантий оказания медицинской помощи и финансовых ресурсов системы обязательного медицинского страхования;
12. Рассмотреть возможность оптимизации непрофильных функций государственных учреждений здравоохранения путём привлечения аутсорсинговых организаций;
13. Продолжить внедрение инновационных подходов к организации оказания медицинской помощи:
- информатизацию учреждений;
- внедрение в лечебных учреждениях автономного округа удалённой записи к врачу (через интернет, call-центр и терминалы, установленные в лечебных учреждениях);
- развитие телемедицинских технологий;
- укомплектование автоматизированными рабочими местами фельдшерско-акушерских пунктов с обязательным наличием в них сети Интернет;
- изучить возможность разработки и внедрения программного продукта (приложения для смартфонов) на примере опыта г. Москвы и проекта «Активный гражданин».
14. Изучить опыт субъектов Российской Федерации в части обеспечения проезда больных с хронической почечной недостаточностью к месту проведения процедуры гемодиализа, с целью выработки комплексного решения вопроса;
15. Провести в IV квартале 2014 года рабочее совещание с представителями Сургутской территориальной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, депутатами Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – членами фракции ЛДПР и изучить риски, указанные в письме территориальной организации (прилагается);
16. Создать на базе Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника № 1» г. Сургута пилотного проекта по внедрению комплекса мер по повышению качества оказываемых медицинских услуг в рамках проводимой реформы здравоохранения;
17. Изучить возможность ввода в эксплуатацию в срок до 1 января 2015 года сосудистого центра на базе Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская окружная больница № 1» и обеспечить информирование населения автономного округа об имеющемся социально-значимом объекте г. Нижневартовска;
18. Провести в IV квартале 2014 года рабочее совещание с участием представителей Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, КУ Управление капитального строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления г. Нижневартовска, депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Танкеева В.М., Западновой Н.Л. и представителя застройщика по вопросу строительства объекта «Центральная больница на 1100 коек в г. Нижневартовске»;
19. Изучить возможность внесения изменений в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы», утверждённую постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года № 414-п, в части укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения автономного округа и:
19.1. включить строительство объекта «Терапевтический корпус на 110 коек с отделением скорой помощи на 5 бригад и административный блок в г. Мегион» и реализовать комплекс мероприятий по проектированию и строительству объекта в течение 2015-2017 годов (письмо депутата Думы автономного округа Андреева А.В. прилагается);
19.2. включить работы по капитальному ремонту БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский онкологический диспансер» в связи с ветхим состоянием здания;
19.3. включить работы по капитальному ремонту городской детской поликлиники БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Пыть-Яхская городская поликлиника», г. Пыть-Ях; (письмо депутата Думы автономного округа Андреева А.В. прилагается);
20. Рассмотреть возможность:
- (экономическую целесообразность) создания не модульных, а мобильных ФАПов (по типу армейских на базе ГАЗ-66);
- приобретения санитарного транспорта высокой проходимости и/или быстроходного катера с целью транспортировки больных для оказания медицинской помощи и регулярного сообщения между филиалами Ханты-Мансийской районной больницы.
Рекомендовать Общественному совету при Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры продолжить работу общественного контроля за проводимой реформой.
Председательствующий
Н.Л. Западнова