Авторизация
Логин
Пароль

              

Заседания




Информация о деятельности Комитета Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по бюджету, финансам и налоговой политике за первое полугодие 2021 года

В соответствии с положением о Комитете Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по бюджету, финансам и налоговой политике (далее также – Комитет), утвержденным постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – Дума) от 6 октября 2016 года № 6, Комитет осуществляет законодательную деятельность по следующим направлениям:

- финансово-бюджетная политика и финансовый контроль;

- формирование и исполнение доходов и расходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ), окружных государственных внебюджетных фондов, использование государственных финансовых средств автономного округа;

- налоговая политика;

- программа социально-экономического развития автономного округа;

- фонды;

- ценные бумаги;

- вопросы страхования;

- наделение органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа отдельными государственными полномочиями;

- собственность и приватизация;

- взаимодействие со Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- иные направления деятельности, отнесенные к его ведению Думой автономного округа.

 

В составе Комитета, утвержденного постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 октября 2016 года № 10 "О персональных составах комитетов, Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера и постоянной комиссии Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры шестого созыва" произошли следующие изменения:

исключен из состава Комитета депутат Думы автономного округа, председатель Комитета Филатов Андрей Сергеевич, в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

избран председателем Комитета – Михалко Леонид Владимирович.

В связи с изменениями в составе Комитета продолжили работу следующие депутаты Думы автономного округа:

Михалко Леонид Владимирович – председатель Комитета,

Сысун Виктор Богданович – заместитель председателя Комитета,

Айсин Ринат Рафикович,

Андреев Алексей Владимирович,

Зацепин Олег Геннадьевич,

Кандаков Илья Сергеевич,

Малышкина Любовь Альфредовна,

Проводников Руслан Михайлович,

Сердюк Михаил Иванович,

Созонов Петр Михайлович,

Урванцева Ирина Александровна.

 

В первом полугодии 2021 года Комитетом проведено 4 заседания, одно заседание проведено в режиме видео-конференц-связи (февраль) в связи с введением в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре режима "повышенной готовности" в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 марта 2020 года № 20.

На заседаниях рассмотрено 28 вопросов, в том числе из раздела "РАЗНОЕ" повестки дня заседания Комитета – 9.

Всего в отчетном периоде на заседаниях Комитета рассмотрено 14 проектов постановлений, из них рекомендовано к принятию 12, в том числе по правотворческой инициативе Комитета – 5,

рассмотрено и рекомендовано к принятию 5 законопроектов, из них:

о внесении изменений в законы автономного округа – 3;

базовых проектов законов – 2.

В отчетном периоде на заседаниях Комитета рассмотрены 14 проектов постановлений Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе:

"О плане работы Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021 год", внесенное в качестве правотворческой инициативы Комитетом Думы автономного округа по законодательству, вопросам государственной власти и местному самоуправлению - рекомендовано к принятию Думой автономного округа.

"Об обращении Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Председателю Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной по вопросу продления программ государственной поддержки ипотечного кредитования для граждан Российской Федерации", внесенный депутатской фракцией политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России в Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, решением Комитета данный вопрос был исключен из повестки дня сорок восьмого заседания Думы автономного округа, в связи с тем, что текст обращения не учитывает положения действующего законодательства, а также принятые на федеральном уровне решения и поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.

"Об обращении Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Министру транспорта Российской Федерации В.Г. Савельеву по вопросам реконструкции автомобильной дороги федерального значения, проходящей в границах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Р-404 "Ханты-Мансийск – Сургут – Тобольск – Тюмень" и установки системы автоматического весогабаритного контроля транспортных средств в 2021 году", внесенный депутатской фракцией политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России в Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, решением Комитета данный вопрос был исключен из повестки дня сорок восьмого заседания Думы автономного округа, в связи с отсутствием сведений об увеличении расходных обязательств федерального бюджета, а также в связи с реализацией с 2020 года мероприятий по обустройству АПВГК на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в рамках регионального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства", кроме того вопрос о способах развития системы весогабаритного контроля на автодорогах федерального значения в настоящее время прорабатывается Минтрансом России, в том числе, с применением механизмов государственно-частного партнерства.

"О внесении изменений в постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об утверждении официального толкования отдельных норм Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", внесенное в качестве правотворческой инициативы Комитетом - рекомендовано к принятию Думой автономного округа.

 

В течение отчетного периода Комитетом рассмотрены и рекомендованы к принятию на заседаниях Думы Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры следующие базовые законопроекты автономного округа:

1) Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2020 год;

Параметры исполнения бюджета за 2020 год

млрд рублей

Показатели

Первонач. план на год

(Закон от 21.11.2019 г. № 75-оз),

Уточненный план на 2020 год

Исполнено
за 2020 год

% исполнения к уточненному плану

 

Доходы

213,1

257,8

261,7

101,5

Расходы

249,0

281,7

272,9

96,9

Дефицит (-)

Профицит (+)

-35,9

-23,9

-11,2

 


Основная часть доходов бюджета округа сформирована налоговыми доходами - 86,5% (84,8% в 2019 году), неналоговые доходы составили 3,0% (3,4% в 2019 году), на безвозмездные поступления пришлось 10,5% доходов (11,8% в 2019 году).

По сравнению с 2019 годом поступления по доходам увеличились на 2,0 млрд рублей или на 0,8%, в основном, за счет роста поступлений налога на прибыль.

Всего в отчетном периоде:

налога на прибыль поступило 97,2 млрд рублей (104,2% к уточненному плану). Рост поступлений данного налога по сравнению с прошлым годом составил 6,4 млрд рублей или на 7 % и обусловлен получением прибыли от внереализационной деятельности;

налога на имущество организаций поступило 64,3 млрд рублей (101,2% к уточненному плану). Снижение  к уровню 2019 года составило
2,4 млрд рублей или 3,5%. На уменьшение поступлений повлияло исключение из объекта налогообложения движимого имущества;

налога на доходы физических лиц поступило 52,2 млрд рублей (102,1% к уточненному плану). Увеличение по сравнению с прошлым годом составило 2,8 млрд рублей или 5,7% в связи с запланированным ростом в автономном округе фонда заработной платы.

Поступления по неналоговым доходам снизились на 1,1 млрд рублей и составили 7,8 млрд рублей (102,8% к уточненному плану).

Безвозмездные поступления снизились на 3,0 млрд рублей по сравнению с 2019 годом, что связано со снижением поступлений средств по программе "Сотрудничество" (с 18,3 млрд рублей в 2019 году до 8,0 млрд рублей – в 2020 году) и составили 27,6 млрд рублей (92,4% к уточненному плану).

В дорожный фонд поступило 13,3 млрд рублей (101,9% от плана). Объем поступлений практически сохранился на уровне прошлого года.

 

За 2020 год расходы бюджета автономного округа исполнены в объеме 272,9 млрд рублей, что составляет 96,9% от уточненного плана на год. Темп роста к уровню прошлого года составил 109,7%.

Большая часть расходов 68,8% или 187,8 млрд рублей направлена на реализацию социальных программ.

На жилищную политику в 2020 году выделено 24,2 млрд рублей.

Исполнение по расходам на реализацию 42 региональных проектов за 2020 год составило 29,3 млрд рублей, что составляет 93,9% к уточненному к плану на год.

В 2020 году новые расходные обязательства на борьбу с короновирусной инфекцией составили 13,1 млрд рублей, из которых
8,1 млрд рублей – средства бюджета автономного округа.

Расходы дорожного фонда составили 13,5 млрд рублей (89,8% от плановых назначений), что на 854 млн рублей больше, чем в 2019 году.

Объем межбюджетных трансфертов составил 104,0 млрд рублей (96,9% к уточненному плану) или на 13,9 млрд рублей больше показателя 2019 года.

Дефицит составил 11,2 млрд рублей при плановом 23,9 млрд рублей.

 

2) Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2020 год.

Бюджет Фонда за отчетный период исполнен по

доходам – 46,5 млрд. рублей, что составило 99,5% к плановым показателям бюджетной росписи,

расходам – 46,9 млрд рублей или 99,2% от уточненного плана.

Дефицит составил 340 млн рублей и сложился в результате использования в 2020 году остатков целевых средств 2019 года.

По сравнению с 2019 годом поступления по доходам увеличились на 4,3 млрд рублей или на 10,2%, в основном, за счет роста поступлений межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда, в связи с увеличением стоимости норматива финансового обеспечения на одного застрахованного.

Основными доходными источниками являются межбюджетные трансферты (99,8% в общей доле доходов) из бюджета:

Федерального фонда – 36,6 млрд рублей, или 78,5% в общей доле доходов;

автономного округа – 9 млрд рублей (19,4% в общей доле доходов), в том числе 0,6 млрд рублей (1,3% в общей доле доходов) дополнительно поступило в бюджет автономного округа из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях обеспечения охраны здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации;

территориальных фондов других субъектов Российской Федерации – 0,9 млрд рублей (1,9% в общей доле доходов).

Неналоговых платежей поступило 0,2 млрд рублей.

Расходы бюджета по сравнению с 2019 годом увеличились на 4,5 млрд рублей, или на 10,6%, что связано с увеличением расходов на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Большая часть расходов (99,3% или 46,5 млрд рублей) направлена на выполнение территориальной программы ОМС, в том числе:

43,9 млрд рублей – финансирование страховых медицинских организаций. В рамках данного вида расходов в 2020 году (за счет средств резервного фонда Правительства РФ) введен новый вид расходов, связанный с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции. На данные цели было потрачено 0,6 млрд рублей или 87,7% от плана. Кроме того, на софинансирование оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала потрачено 0,7 млрд рублей или 39,1% от плана (расходы имеют заявительный характер на основании фактического прироста медицинских работников в первичном звене).

1,4 млрд рублей – возмещение затрат фондам других субъектов РФ за медицинскую помощь, оказанную лицам, застрахованным в автономном округе;

0,9 млрд рублей – оплата медицинской помощи за лиц, застрахованных за пределами автономного округа;

0,3 млрд рублей – организация дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также для приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования.

На организацию деятельности аппарата Фонда направлено 0,4 млрд рублей.

Объем сформированного страхового запаса в 2020 году составил 4,2 млрд рублей, что не превышает утвержденного действующим Законом значения – 4,9 млрд рублей.

 

В первом полугодии 2021 года Комитетом рассмотрены и рекомендованы к принятию на заседаниях Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 3 проекта законов о внесении изменений в действующие законы автономного округа:

1) О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (февраль);

Законом внесены изменения в пункт 6 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" устанавливающие, что в случае, если на налогоплательщиков – физических лиц зарегистрированы два и более транспортных средства одной категории, налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждой льготной категории транспортных средств с максимальной исчисленной суммой налога.

Также законом внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" в части продления срока действия ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 1 процента с целью поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере деятельности гостиниц и прочих мест для временного проживания, образования, деятельности в области здравоохранения и социальных услуг, деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений до 31 декабря 2021 года.

Законом внесены технические правки в следующие законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

"О налоге на имущество организаций" и "О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" в части исключения условий по применению системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для использования налоговой льготы и применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в связи с их отменой с 1 января 2021 года;

"О ставках налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения" и "О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" с целью исключения разночтений отдельных положений данных законов.

 

2) О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (апрель);

С учетом корректировки, параметры бюджета автономного округа на 2021 год составили:

млрд рублей

 

Показатели

Первоначал. (26.11.20)

 

С учетом

изменений

 

Отклонения

Доходы

223,9

226,2

+ 2,3

Расходы

259,1

275,9

+16,8

Дефицит (-)

-35,9

- 49,7

увеличился на 14,5


Согласно предлагаемым изменениям доходы бюджета автономного округа увеличены только за счет безвозмездных поступлений, которые составили 2,3 млрд рублей, в том числе:

- из федерального бюджета – 1 080,0 млн рублей:

(1 000,0 млн рублей - на дорожную деятельность по НП "Безопасные и качественные автомобильные дороги;

- 80,0 млн рублей - на внедрение интеллектуальных транспортных систем для автоматизации управления дорожным движением);

- из Фонда содействия реформированию ЖКХ – 923,3 млн рублей (данные средства не поступили, они включены в план по заключенному соглашению на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда);

- из резервного фонда Правительства РФ – 342,0 млн рублей (249,4 млн рублей - дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации;

75,9 млн рублей - на приобретение лекарственных препаратов, на оснащение медицинскими изделиями медицинских лабораторий для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией;

16,7 млн рублей - на компенсацию предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию хлебобулочных изделий).

 

Расходная часть бюджета автономного округа увеличена на 16,8 млрд рублей. Расходы по государственным программам в целом скорректированы на 16,7 млрд рублей, по непрограммным направлениям деятельности - на 95,8 млн рублей.


Основные, финансовоемкие направления дополнительных расходов бюджета автономного округа


Направления

Объем средств

ГП "Современная транспортная система" за счет переходящего остатка 2020 года

1,8 млрд руб.

Предоставление социальных выплат льготным категориям граждан для улучшения жилищных условий (многодетным семьям, лицам из числа КМНС, медработникам первичного звена и др.), компенсация гражданам банковской процентной ставки по ипотечным кредитам

около 1,4 млрд руб.

Национальный проект "Безопасные и качественные автодороги", на дорожную деятельность

1,0 млрд руб.

Субсидия Фонду развития Югры для предоставления займов промышленным предприятиям

1,0 млрд руб.

Создание межрегионального центра профпатологии

891 млн руб.

Приобретение объектов госсобственности в г. Ханты-Мансийске

877 млн руб.

Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием

680 млн руб

Субсидирование пассажирских авиаперевозок и водным транспортом

675 млн руб.

Благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях

577 млн руб.

Материальная поддержка медперсонала, связанная с мероприятиями по борьбе с коронавирусом

570 млн руб.

Строительство и реконструкция объектов образования

516 млн руб.

Развитие и модернизация МТБ медорганизаций

более 500 млн руб.

Сокращение непригодного жилья

400 млн руб.

Строительство объектов муниципальной собственности

425 млн руб.

Благоустройство общественных территорий

329 млн руб.

Поддержка занятости населения

более 290 млн руб.

Реализация инвестпроекта "Создание инфраструктуры Научно-технологического центра в г. Сургуте"

286 млн руб.

Обеспечение жильем детей-сирот

262 млн руб.

Приобретение жилья медицинским работникам

253 млн руб.

Подготовка объектов ЖКК к осенне-зимнему сезону

250 млн руб.

Функционирование и содержание центра охраны материнства и детства в г. Сургуте

117 млн руб.


По непрограммным направлениям деятельности – на подготовку и проведение выборов депутатов Думы автономного округа седьмого созыва направлено 95,8 млн рублей.

Расходы на предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям увеличились на 4,2 млрд рублей.

По результатам корректировки дефицит бюджета автономного округа увеличился на 14,5 млрд рублей и составляет 49,7 млрд рублей.

 

3) О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".

Данный закон приводит региональное законодательство в соответствие с федеральным, в связи с введением Федеральным законом от 29.12.20 № 473-ФЗ нормы, упраздняющей с 1 января 2021 года понятие "потребительская корзина".

Принятие Закона не потребовало дополнительных бюджетных ассигнований. 

В первом полугодии 2021 года на заседаниях Комитета были рассмотрены и рекомендованы к принятию Думой автономного округа проекты постановлений Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждающие отчеты об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за первый квартал 2021 года, о деятельности Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за IV квартал 2020 года, за 2020 год и за первый квартал 2021 года и информацию об управлении и о распоряжении государственным имуществом, в том числе о составе государственного имущества, совершенных сделках, перечне имущества, переданного в управление органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о результатах приватизации за 2020 год.

Также Комитетом рекомендованы к принятию Думой автономного округа проекты постановлений Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утверждающие перечень наказов избирателей депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на II квартал; поправки в перечни наказов на I и II кварталы и организацию деятельности с предложениями о наказах избирателей в Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с Планом работы Думы автономного округа на 2021 год на заседаниях Комитета в разделе "РАЗНОЕ" повестки дня заседания были рассмотрены следующие вопросы и информации:

о мерах, принимаемых Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в целях развития спорта, в том числе национальных видов спорта, и поддержки спортивных учреждений в отдаленных поселениях автономного округа";

о мерах финансовой поддержки и неэкономической мотивации медицинских работников, направленных на обеспечение учреждений здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе расположенных на территориях сельских населенных пунктов";

о реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды", в том числе в части благоустройства дворовых территорий в населенных пунктах автономного округа;

о ходе реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Управление государственным имуществом" за 2020 год;

о ходе реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Управление государственными финансами" и "Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами" за 2020 год;

о ходе реализации государственной программы "Сотрудничество" в Ханты-Мансийского автономном округе – Югре за 2020 год;

о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2020 год.

 

В первом полугодии 2021 году продолжила свою работу, созданная по инициативе Комитета, рабочая группа по выработке решений, направленных на повышение эффективности реализации жилищных программ, строительства и создания объектов образовательной сферы (проведено 1 заседание рабочей группы).

За отчетный период Комитетом в Правительство автономного округа и в органы исполнительной власти автономного округа направлено 45 писем, в том числе 17 протокольных выписок и запросов. Информация об их рассмотрении, и о мерах, принятых во исполнение протокольных решений, доведена до сведения членов Комитета.

Работа Комитета в первом полугодии велась в соответствии с Планом работы Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021 год и основными направлениями деятельности Комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В своей работе Комитет взаимодействует с другими Комитетами Думы автономного округа, Правительством автономного округа, Счетной палатой автономного округа и исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Председатель Комитета
Л.В. Михалко


Возврат к списку