Законодательную деятельность Думы автономного округа в данной области можно подразделить на три основных блока: бюджетные правоотношения, экономика и финансы, налоговое законодательство автономного округа.
В течение года показатели бюджета автономного округа уточнялись четыре раза. Последнее уточнение Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2004 год" вызвано приведением плана в соответствие, основываясь на отчетных данных, так как по отдельным видам налоговых платежей наблюдалось как перевыполнение, так и невыполнение плановых показателей.
Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2004 год утвержден по доходам в сумме 97 451 741 тыс. рублей, по расходам в сумме 91 359 654 тыс. рублей, в том числе по текущим расходам в сумме 55 910 658 тыс. рублей, капитальным расходам в сумме 35 448 996 тыс. рублей". Расходы бюджета автономного округа в целом увеличены в сумме 17 771 801 тыс. рублей.
Расходы уточнены в основном по следующим разделам функциональной классификации:
"Прочие расходы" в сумме 8 003 305 тыс. рублей;
"Социальная политика" – 6 870 037 тыс. рублей;
"Целевые бюджетные фонды" – 1 565 998 тыс. рублей;
"Промышленность, энергетика и строительство" – 783 100 тыс. рублей;
"Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" – 397 056 тыс. рублей.
Планируется исполнение бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2004 год с профицитом в объеме 6 092 087 тыс. рублей, который будет направлен на покрытие дефицита бюджета автономного округа в 2005 году.
В 2004 году депутатами автономного округа было принято два закона о внесении изменений и дополнений в Закон автономного округа "О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе".
В частности, данный Закон дополнен статьей 11, предусматривающей льготу по налогу на прибыль в виде понижения ставки по налогу для предприятий нефтяной отрасли, участвующих в строительстве объектов социальной, культурной сфер, развитии инфраструктуры в автономном округе.
На заседании Думы автономного округа, состоявшемся в ноябре текущего года, данная льгота была пересмотрена. С 2005 года приоритетными будут для указанных категорий налогоплательщиков такие направления, как освоение природных ресурсов и капитальные вложения, в том числе на освоение месторождений углеводородного сырья именно на территории Ханты-Мансийского автономного округа, так как указанную льготу налогоплательщики смогут получить только в случае осуществления расходов на вышеуказанные цели.
Кроме того, внесен ряд изменений, дополнений, а также некоторых редакционных уточнений по льготе по транспортному налогу, по налогу на имущество организаций.
В связи с изменением федерального законодательства в налоговое законодательство автономного округа внесены необходимые изменения, которые вступят в силу с 2005 года. Так, закон о льготах будет носить только рамочный характер, устанавливающий общий порядок предоставления льгот. Льготы по налогам будут прописаны непосредственно в законах автономного округа о налогах.
В связи с вышеизложенным в ноябре-декабре текущего года Думой автономного округа приняты нормативные правовые акты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законы автономного округа "О налоге на имущество организаций", "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе", принят Закон автономного округа "О ставках налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Все налоговые льготы, которые были установлены в текущем году, будут сохранены в 2005 году.
Кроме того, внесено изменение в Закон автономного округа "О единых ставках налога на игорный бизнес для всех игорных заведений, находящихся на территории автономного округа", предусматривающее динамичное увеличение ставок по налогу на игорный бизнес. В Закон автономного округа "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" внесено дополнение, которым предусмотрено ввести два вида деятельности, подпадающие под единый налог на вмененный доход: распространение и размещение наружной рекламы, оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
Также разработан и принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О порядке предоставления налоговых льгот в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".
Закон устанавливает цели предоставления льгот по налогам; критерии формирования льготных категорий налогоплательщиков; виды, основания, порядок и условия предоставления льгот по налогам; ограничения по предоставлению налоговых льгот; порядок определения экономических оснований льгот по налогам.
Принятие данного Закона обусловлено изменением федерального законодательства. В частности, изменение, внесенное в статью 12 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагает, что налоговые льготы, основания и порядок их применения устанавливаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Также Закон содержит норму, обязывающую налогоплательщиков, получающих льготу, представлять в уполномоченный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры исполнительный орган государственной власти информацию для анализа эффективности действия налоговых льгот.
Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
"О субвенциях, выделяемых бюджетам муниципальных образований на реализацию государственного стандарта общего образования". Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает порядок предоставления и расчета субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных образований для финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Ежегодно Думой автономного округа рассматривается проект бюджета автономного округа на очередной финансовый год. Так, 24 ноября текущего года Думой автономного округа принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005 год".
Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа на 2005 год запланирован по доходам в сумме 42 816 705 тыс. рублей, расходы предполагается осуществить на сумму 49 255 266 тыс. рублей.
Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа на 2005 год сформирован с предельным дефицитом в размере 15 % от доходной части бюджета, что в сумме составляет 6 438 561 тыс. рублей. Это соответствует пункту 4 статьи 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Прогнозируемые объемы доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа на 2005 год сформированы с учетом следующих изменений бюджетного и налогового законодательства:
- увеличение базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых по нефти с 347 рублей до 419 рублей за одну тонну сырья;
- снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта;
- увеличение ставок по акцизам на ГСМ;
- централизация водного налога;
- изменение в порядке установления налоговых льгот на территории автономного округа.
Кроме того, при расчете доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа учтены средства, передаваемые в бюджет Тюменской области в соответствии с договором, заключенным между органами государственной власти Югры, Ямала и Тюменской области, а именно: 29,5 % налога на прибыль организаций (8 171 897 тыс. рублей в денежном выражении исходя из планового расчета), 100 % налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.
Доходы бюджета автономного округа на 2005 год запланированы в объеме
42 816 705 тыс. рублей.
В доходах автономного округа учтены суммы возврата предоставленных инвестиционных налоговых кредитов и процентов за пользование ими в сумме 67 283 тыс. рублей.
Из анализа структуры доходов бюджета автономного округа на 2005 год следует, что основную долю в общем объеме доходов по-прежнему составляют налоговые доходы (95,7 %).
Неналоговые доходы бюджета автономного округа планируются в сумме 1 874 144 тыс. рублей, что составляет 4,3 % в общем объеме доходов бюджета. Прирост составит 31,8 % к плану 2004 года.
Неналоговые доходы включают в себя:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- платежи при пользовании природными ресурсами;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- прочие неналоговые доходы.
Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005 год по расходам запланирован в сумме 49 255 266 тыс. рублей. Расходы бюджета автономного округа сформированы по новой бюджетных классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В бюджете автономного округа на 2005 год учтены расходы на индексацию заработной платы работников бюджетных учреждений автономного округа, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, ввод новых объектов, а также изменения полномочий в связи с их разграничением по уровням власти.
Доходы консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа на 2005 год утверждены в сумме 65 332 381 тыс. рублей.
Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О бюджете Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год".
Начиная с 2004 года бюджетная политика как в Российской Федерации, так и в автономном округе разрабатывалась в условиях нового бюджетного законодательства. Приоритетными задачами на 2005 год и на перспективу являются повышение качества и доступности бюджетных услуг, формирование благоприятного инвестиционного климата.
Данным Законом утвержден бюджет Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год по доходам в сумме
4 347 149,71 тыс. рублей, по расходам в сумме 4 347 149,71 тыс. рублей.
Нормированный страховой запас финансовых средств Фонда на 2005 год установлен в размере 338 583,07 тыс. рублей. Указанные средства резервируются на случай возникновения критических ситуаций с финансированием программ обязательного медицинского страхования и не являются свободными финансовыми средствами.
Формирование и расходование средств нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда осуществляются в порядке, определяемом правлением Фонда.
Также Законом установлено, что средства, поступающие в 2005 году в бюджет Фонда сверх сумм, установленных настоящим Законом, направляются на финансирование территориальной Программы обязательного медицинского страхования, а также финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию.