Авторизация
Логин
Пароль

              

Заседания




Пояснительная записка к статистическому отчету о деятельности представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2006 год

Представительные органы местного самоуправления автономного округа строят свою работу на основе перспективных планов на год, полугодие, квартал, руководствуясь при этом Уставами муниципальных образований, Регламентом представительных органов, федеральным и окружным законодательством, нормативно - правовыми  актами муниципальных образований. В 2006 году правотворческое направление деятельности представительных органов  местного самоуправления было подчинено выполнению своих полномочий через решение конкретных задач – повышение качества жизни населения. В бюджетных отношениях – это принятие реального бюджета, увеличение уровня собственных доходов за счет повышения эффективности использования муниципальной собственности, оптимизация расходов бюджетов территорий, применение программно – целевого метода формирования расходов,  повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков  при  исполнении налоговых обязательств, предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков. В инвестиционных отношениях – это стимулирование инвестиционной деятельности на территориях.
 
Основной организационной формой работы представительных органов местного самоуправления являются заседания. В 2006 году проведено 251 заседание (2005 год – 182),  18 из них провела дума муниципального образования город Ханты-Мансийск, 17 - в Нефтеюганске, по 15 прошло в городе Лангепас и  Нефтеюганском районе, 16 в Советском районе. 
 
На своих заседаниях депутатами муниципальных образований  рассмотрено 3439 вопросов (в 2005 году - 2692 вопроса). Из них 75  касались изменений в Уставы и Регламент (их количество по сравнению с 2005 годом увеличилось на 27).
 
В связи с вступлением в силу статьи 28 ФЗ 131-ФЗ,  для обсуждения проектов муниципальных правовых актов  по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования введен институт публичных слушаний. На публичные слушания выносятся:
 
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки и т.д.;
4) вопросы преобразования муниципального образования.
 
В отчетном году  в округе   состоялось 80 публичных слушаний.
 
В 2006 году много сделано  по совершенствованию нормативной базы местного самоуправления в соответствии с федеральным  и окружным законодательством. Приняты правовые акты регламентирующие  деятельность представительных органов  муниципальных образований, Положения и Порядки предусматривающие новые формы и механизмы участия населения в осуществлении местного самоуправления, требования к содержанию и оформлению нормативных актов, регулирующих  все сферы деятельности муниципальных образований. Рассмотрено 1049 вопросов касающихся налоговой политики, финансов, принятия и исполнения бюджета, управления и распоряжения муниципальным имуществом. Вопросы об исполнении бюджета заслушивались на заседаниях не реже чем раз в квартал. Большой блок вопросов касался социальной сферы, в прошедшем году  их рассмотрено 783. Вопросы социальной поддержки населения, обеспечения социальных гарантий жителям округа,  улучшения качества жизни, строительства жилья,   развития здравоохранения, образования, культуры и  спорта  во многих муниципальных образованиях  являются приоритетными направлениями в работе думы. С целью их  осуществления депутатами представительных органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, в рамках своих полномочий, приняты программы социальной поддержки населения. В 2006 году в округе началась реализация приоритетных национальных проектов. Во всех муниципальных образованиях приняты  территориальные программы по реализации национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, улучшения жилищных условий.  Их выполнение призвано повысить качество образования и обеспечить творческую работу  педагогов и школьников, улучшить здоровье населения  путем оказания высокотехнологичной медицинской помощи, создать условия расширения рынка сельскохозяйственной продукции, обеспечить граждан доступным и комфортным жильем. В отчетном году  принято 220 программ, против 130 в  2005 году.
 
Например, депутаты г. Нефтеюганска совместно с администрацией города приняли ряд программ: «Дети Нефтеюганска на 2006-2008 годы»,  «Программа поддержки и развития малого предпринимательства в городе Нефтеюганске на 2006-2010 годы», «Приватизация имущества муниципального образования город Нефтеюганск» и  другие.
 
Для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению дум, осуществлению контрольных функций из числа депутатов во всех думах муниципальных образований сформированы и в соответствии с утвержденным положением работают постоянные депутатские комиссии. Перед тем, как внести вопросы на заседание думы, депутаты внимательно рассматривают их на постоянных депутатских комиссиях, где совместно с представителями администраций разрабатывают, обсуждают и выносят проекты решений. Члены комиссий дают заключения о переносе сроков рассмотрения некоторых проектов решений, с целью более детальной их проработки, или выяснения мнения избирателей по данным вопросам. Кроме классических форм проведения заседаний стали активнее применяться «круглые столы» с привлечением широкого круга заинтересованных лиц (г. Ханты - Мансийск), и выездные заседания, с целью изучения положения дел на конкретном объекте (г. Нефтеюганск, Сургутский район, г. Ханты-Мансийск).  В отчетном периоде проведено 744 заседания депутатских комиссий.  Наибольшее количество заседаний прошло в Думе города  Сургута – 86, Ханты-Мансийска – 73, Мегиона – 62,   Лангепаса -  60. В городе Когалым депутаты собирались на заседание постоянных депутатских комиссий всего 4 раза.
 
Увеличилось по сравнению с прошлым годом число  протестов прокурора. В думы муниципальных образований направлено 59 протестов, удовлетворено 37. Больше всего протестов направлено по решениям:
 
думы Ханты-Мансийского района 4, удовлетворено 3;
думы г. Сургута - 12, удовлетворено - 2;
думы Октябрьского района  – 5, удовлетворено 3;
думы г. Нижневартовска – 3, удовлетворено –1;
думы г.Лангепас – 4, удовлетворено – 4;
 
В основном, протесты касались решений по нарушению законодательства о муниципальной службе, эффективности использования муниципального имущества, на решения о выделении средств из бюджета муниципального образования.
 
В представительные органы местного самоуправления городов Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Югорск, Урай, Березовский, Белоярский районов протесты  из прокуратуры не поступали.
 
Об улучшении взаимодействия депутатского корпуса и сотрудников администраций муниципальных образований говорит тот факт, что число депутатских запросов, рассмотренных на заседаниях, сократилось в 22 раза  со 176 в 2005 году  до 8 в 2006.
 
Важно не только принять решение по тому или иному вопросу, но и проконтролировать его выполнение. Из 3439 вопросов только 266 -  информации о ранее принятых решениях, 323 – отчеты должностных лиц. Больше всего отчетов заслушано в думах: г. Радужный-46,  г. Лангепаса-39, г. Сургута-36, Сургутский район -27.
 
Думы Белоярского, Октябрьского и Советского районов  не заслушивали  отчетов должностных лиц.
 
Согласно Уставу Ханты-Мансийского автономного округа думы муниципальных образований обладают правом законодательных инициатив. Они им воспользовались всего 11  раз (по сравнению с 2006 годом, 52 раза).
 
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, Уставов муниципальных образований  депутаты отчитываются перед избирателями о своей работе. Они встречаются с избирателями по месту жительства, в трудовых коллективах, досуговых центрах, информируют население о своей деятельности  через средства массовой информации (радио, печать и местное телевидение). В отчетном году прошло 419 отчетов, что на 37 меньше чем в 2006 году. В гг. Нижневартовск – 160, Ханты-Мансийский и Кондинский районы по 22 отчета, Белоярский район – 28. В г. Радужный - 0. По итогам встреч разрабатываются мероприятия по устранению высказанных замечаний и предложений, вносятся изменения в муниципальные программы, совершенствуется работа депутатского корпуса.
 
Количество письменных обращений в 2006 году составило 5454, из них 2446 вопросов решены положительно: г Мегион – 297, г. Нижневартовск – 767,г. Нягань – 331, г.Урай – 126, Нефтеюганский район – 321, Ханты-Мансийский район – 124, большая часть обращений граждан это вопросы улучшения жилищных условий, трудоустройство, оказание материальной помощи малообеспеченным категориям граждан, качество предоставления услуг жилищно–коммунального комплекса, тарифы на них, социальные вопросы. Депутатами по личным вопросам принято 8737 человек.
 
В своей деятельности депутаты стали меньше уделять внимания рассмотрению проектов законов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В 2006 году ими обсуждено 32 законопроекта против 60 в 2005 году. Из них 30 рассмотрено думой города Нефтеюганск.  По одному законопроекту в представительных органах муниципальных образований г. Пыть-Ях и Советский район. В остальных думах законопроекты не рассматривались.
 
В соответствии с ФЗ 131-ФЗ и  Уставами муниципальных образований  во всех 22 представительных органах городских округов и муниципальных районов автономного округа избраны председатели.  Из 407 депутатов Дум городских округов и муниципальных районов только 24 работают на освобожденной платной основе,   из них 14 являются председателями Дум.
 
132  депутата в течение года побывали на курсах повышения квалификации или семинарах. В течение 2006 года Думой автономного округа проведены выездные семинары  «Организации деятельности представительных органов местного самоуправления» для депутатов представительных органов муниципальных районов и депутатов вновь образованных советов поселений, в них приняли участие более 700 депутатов.
 
Из 22 представительных органов городских округов и муниципальных районов  Ханты-Мансийского автономного округа 18 являются юридическими лицами. Без статуса юридического лица Думы городов Когалым,  Урай, Березовского,  Белоярского  районов.
 
Деятельность представительных органов местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают 147 муниципальных служащих (в сравнении в 2005 году 68). Аппараты Дум являются постоянно действующими  структурными  подразделениями, созданными без ограничения срока полномочий для профессионального обеспечения выполнения установленных задач и функций.  Они  осуществляют правовое, аналитическое, организационное, документационное, информационное, материально- техническое обеспечение деятельности депутатов дум, комиссий, в муниципальных районах оказывают методическую помощь представительным органам городских и сельских поселений. В 14 думах аппараты возглавляют  руководители аппаратов. Численный состав аппаратов представительных органов на территории автономного округа неравномерен. В г. Сургут   - 33 человека, в г. Урай - 1, Югорск – 1, в г. Нижневартовск -14, в г. Нефтеюганск – 16.
 
Контроль за финансовыми вопросами деятельности органов местного самоуправления осуществлялся контрольно - счетными, счетными палатами.  Они созданы в 14 муниципальных образованиях в 2005 году их было 7. В них работают 65 человек (2005 - 32 человека), ими проведено 157 проверок (2005 году  - 130).
 
Только в 4 муниципальных образованиях из 22  г. Сургут, г. Нефтеюганск, г. Пыть – Ях, Березовский район  создано  и успешно работают 47 территориальных органов местного самоуправления ТОСа (2005 -  33). В Березовском районе – это национальные общины.
 
За  отчетный период в представительных органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа зарегистрировано 10 депутатских групп (в 2005 году – 7). В основном это депутатские фракции партии «Единая Россия», в Думе Ханты-Мансийского района зарегистрирована фракция политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь», в г. Нефтеюганске депутатская группа «Новое решение». Многие депутаты являются членами общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления».
 
В связи с вступлением в силу статьи 28 ФЗ 131-ФЗ,  для обсуждения проектов муниципальных правовых актов  по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования введен институт публичных слушаний. На публичные слушания выносятся:
 
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки и т.д.;
4) вопросы преобразования муниципального образования.
 
В 2006 году  в округе состоялось 80 публичных слушаний.
 
В течение года появились веб-страницы на сайтах муниципальных образований городов и районов автономного округа о деятельности представительных органов местного самоуправления, где нашли отражение исторические данные о создании представительного органа, библиографические справки о депутатах,  структура и основные сведения о деятельности Дум.  
 
Открытость в работе представительных органов стала хорошей традицией. Депутатами приняты положения об аккредитации журналистов средств массовой информации. Оперативные информационные сюжеты о работе дум, появляются на телевидении, радио, правовые акты печатаются на страницах официальных печатных изданий. Во многих местных телерадиокомпаниях ведутся передачи о работе представительных органов местного самоуправления. Решения  Дум формируются в сборники, которые направляются главам территорий, структурным подразделениям администраций, в библиотечную сеть. 
 
За последний год значительно выросло значение  форм морального поощрения. Многими думами городских округов и муниципальных районов автономного округа учреждены «Почетные грамоты» и  «Благодарственные письма» для награждения жителей и производственных коллективов за вклад в социально – экономическое развитие территорий.
           
 
Отдел по взаимодействию
с органами местного самоуправления
муниципальных образований
Организационного управления аппарата Думы
Ханты-Мансийского автономного округа