Авторизация
Логин
Пароль

           

Заседания




29.01.2016 Доклад Председателя Думы Югры Б.С. Хохрякова об отчете Думы Югры за 2015 год.

Уважаемые коллеги!


2015 год был насыщенным для Югры, богат на памятные даты и события – это год 70-летия Великой Победы, полувековая годовщина открытия Самотлорского месторождения, 85-й юбилей Югры. В 2015 году мы выполнили одну из важнейших задач – избрали Губернатора  - высшее должностное лицо Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

  

В прошедшем году депутатам Думы округа приходилось работать в непростых условиях –  ситуация в мире и в стране - санкции, постоянное внешнее давление, ухудшения конъюнктуры мирового рынка – все эти факторы влияли и влияют на экономическую и политическую ситуацию в России, и так или иначе влияют на жизнь в Югре. Тем не менее, благодаря конструктивному взаимодействию исполнительной и законодательной власти автономного округа,  эффективному управлению Губернатора Югры, мы этот год прожили уверенно.


Думой округа принят ряд законов, которые имеют стратегическое значение для поддержания стабильности. Создана необходимая  правовая база для инвестиционной привлекательности автономного округа, поддержки бизнеса, упрощения условий ведения предпринимательской деятельности. Внесены изменения в избирательную систему автономного округа. Нам удалось принять сбалансированный бюджет региона. Он по-прежнему социально ориентированный, предусмотрены необходимые средства для обеспечения социальных обязательств, создания условий для стабильного развития  реального сектора экономики.


Несмотря на объективные трудности в экономике страны в 2015 году депутаты  проделали большую работу по правовому регулированию в сферах государственного управления, финансов, образования и науки, здравоохранения, природных ресурсов, социального обеспечения и страхования.


Всем депутатам в материалах к заседанию представлен полный отчет о деятельности Думы округа пятого созыва за 2015 год в соответствии с основными полномочиями окружного парламента. Настоящий доклад – краткое изложение итогового документа.


В 2015 году произошли  изменения в составе депутатского корпуса. В связи с прекращением полномочий члена Совета Федерации РФ Виктором Александровичем Пичуговым, полномочиями члена Совета Федерации ФС РФ от Думы Югры наделён В.С. Сондыков. Также существенно поменялся персональный состав депутатов  думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.  


В 2015 году проведено 12 заседаний Думы в ходе которых принято 137 законов, из них 18 базовых законов и 119 - о внесении изменений в действующие законы и 411 постановлений. Депутатами заслушаны 14 информаций в порядке контроля. Регулярно проводились заседания комитетов и постоянной комиссии, депутатских фракций, Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера.  


Отраслевая структура нормативно-правовых актов, принятых в 2015 году, представлена на слайде. Так, законы, регулирующие государственно-правовое устройство и вопросы государственного управления составляют более 45% от всех принятых Думой нормативных правовых актов, более 15% касаются бюджетной политики автономного округа и более четверти всех законодательных актов регулируют правоотношения в различных отраслях социальной сферы.


В 2015 году комитеты и депутатские фракции являлись субъектами законодательной инициативы – 48 раз, прокурор автономного округа – 4 раза, правительство Югры – 86 раз.


Коллеги!

Основой деятельности Думы является законотворчество. По вопросам государственно-правового устройства и управления за прошедший год рассматривались и принимались законы, касающиеся избрания и отзыва Губернатора автономного округа, избирательной системы в региональный законодательный орган власти, муниципальные представительные органы, проведения окружного референдума, системы избирательных комиссий. Отдельные нормы этих законов уточнялись и совершенствовались.


Так, изменениями, внесенными в Устав   автономного округа, увеличено с 35  до 38 число депутатов Думы округа. Половина из них будет избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, другая половина – по одномандатным избирательным округам.


Что касается окружного референдума, уточнены положения, касающиеся порядка выдвижения инициативы о его проведении, сбора подписей в поддержку выдвижения такой инициативы, условий проведения агитации, формирования фондов окружного референдума, порядка голосования, в том числе досрочного.


Учитывая меняющиеся условия и требования, приняты новые законы "Об Уполномоченном по правам человека ", и "О наградах и почетных званиях".


Пристальное внимание уделяли депутаты вопросам  экономики и создания благоприятного инвестиционного и делового климата, в том числе развитию малого и среднего бизнеса.


Для развития этого сегмента экономики депутаты  законодательно установили 5-ти летную гарантию по сроку рассрочки, оплаты приобретаемого недвижимого имущества, находящегося в собственности округа или муниципальных образований, при реализации субъектами малого и среднего бизнеса преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества.


Законом установлена налоговая ставка в размере 0 процентов по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения  для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей,  которые работают в производственной, социальной и (или) научной сфере. 

  

Очень важные изменения внесены в Закон о регулировании отдельных земельных отношений в части развития строительства в муниципальных образованиях. В нашем законе на основании норм федерального законодательства установлена возможность передачи земельного участка в аренду без торгов для реализации проектов в сфере социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также масштабных инвестиционных проектов.


Внесены изменения в закон об участии автономного округа в  государственно-частных партнерствах, имеющий важное значение для экономики и социальной сферы региона.  


Бюджетный процесс – приоритетное направление в деятельности законодательной и исполнительной ветвей государственной власти. Сегодня как никогда ранее, актуален инновационный, "бережливый" характер экономики, а одной из важнейших задач является сбалансированность бюджета.


Следует отметить, что, учитывая финансово-экономическую ситуацию, расходы бюджета автономного округа на 2016 год по отношению к 2015 году снизились на 3,7 %. Тем не менее, в принятом бюджете автономного округа в первую очередь предусмотрено  финансовое обеспечение в полном объеме публичных нормативных обязательств, включающих: предоставление мер социальной поддержки и выплата ежемесячных пособий многодетным семьям; детям потерявших кормильца, детям-инвалидам; оказание материальной  помощи малообеспеченным гражданам и многие другие социально значимые виды расходных обязательств.


В прошедшем году Думой Югры принят ряд законов, направленных на совершенствование социальной поддержки населения с учетом адресности или конкретных жизненных ситуаций.


Так, изменениями в закон "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению…" установлено, что малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам может предоставляться единовременная денежная выплата.  Её  максимальный размер увеличен с 40 до 50 тысяч рублей.


Уточнены отдельные нормы закона о социальной поддержке детей-сирот. Предусмотрена возможность подачи документов для назначения ежемесячной выплаты   в электронном виде. Уточнена норма площади предоставляемого  детям-сиротам жилого помещения. Она теперь приравнена норме площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина.  


Касаясь сферы здравоохранения, необходимо подчеркнуть: на законодательном уровне сохранена единовременная выплата в размере 1 млн. рублей медицинским работникам, прибывшим в 2015 для работы в сельские населенные пункты.


Относительно законодательного регулирования вопросов обеспечения югорчан жильем необходимо отметить, что существенные изменения были внесены в Закон "О регулировании отдельных жилищных отношений… ". Учитывая значительную очередь многодетных семей, желающих бесплатно получить в собственность земельный участок для строительства дома в указанный Закон внесены изменения.  А именно: таким семьям с их согласия может быть предоставлена иная мера социальной поддержки взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. 


Внесены изменения в ряд иных законодательных актов. 


Коллеги,  еще несколько слов о законодательных инициативах Думы. В Государственную Думу Российской Федерации в 2015 году внесено три проекта федеральных законов, которые в настоящее время находятся на рассмотрении:

1) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" – по внедрению новой системы налогообложения в нефтяной отрасли в целях стимулирования добычи трудно извлекаемых запасов нефти (так называемый, налог на финансовый результат). Законопроект получил положительные заключения Совета Госдумы и Комитета по бюджету и налогам.

2) "Об образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" – предлагается образовать постоянные судебные присутствия в городе Покачи, в  поселках Игрим   и   Приобье;

3)"Об образовании постоянных судебных присутствий суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" – предлагается образовать постоянные судебные присутствия в городах Сургуте и Нижневартовске.


Принятие данных федеральных законопроектов, которые уже рассмотрены государственной Думой в первом чтении, позволит обеспечить правосудие в отдаленных местностях автономного округа.


Думой автономного округа направлено обращение Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.А. Меню по вопросу внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" – в части корректировки методов оплаты за отопление. В настоящее время, если в одной из квартир в многоквартирном доме не установлен или не проверен счетчик на отопление, то по общедомовым показателям платит весь дом и страдают добросовестные граждане, установившие приборы учета. Мы против такого подхода, и считаем, что, если есть индивидуальный прибор учета, оплата должна проходить по нему. Именно такой подход обозначен в обращении. 


Всем известно, законотворческий процесс – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Это сложный и неоднородный процесс. Не ошибусь, если отмечу, что основная  его стадия – обсуждение законопроекта – осуществляется в  комитетах, на заседаниях постоянной Комиссии, Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера. Детальная проработка, бурные парламентские баталии, поиск консенсуса, вынесение консолидированного решения – наши с вами законодательные будни. В 2015 году все комитеты, постоянная Комиссия, Ассамблея провели серьезную работу. По 10-11 заседаний, 2 совместных заседания, в ходе которых рассмотрено в общей сложности более 360 вопросов – таковы результаты этой работы.


В немалой степени обеспечению качественного законодательного процесса способствуют такие формы парламентской работы как депутатские слушания, «правительственные часы», «круглые столы».


В 2015 году проведены депутатские слушания по важнейшим вопросам развития автономного округа: о социально-экономическом развитии на предстоящие три года, об основных характеристиках бюджета, об отдельных вопросах здравоохранения.


Кроме того, проведено 6 «правительственных часов», 2 заседания «круглых столов» и  совместное совещание депутатов Думы и членов Общественной палаты Югры.


Важнейшее значение, коллеги, в деятельности Думы имеет межпарламентское взаимодействие.


В 2015 году мы плодотворно сотрудничали с Федеральным Собранием Российской Федерации, с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации.


Состоялось 3 заседания Совета законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, 3 заседания Координационного совета представительных органов местного самоуправления муниципальных образований и Думы автономного округа. Даже простое перечисление дает понимание того объема и качественного уровня межпарламентского взаимодействия, который характерен для нашей деятельности и свидетельствует о широком спектре направлений деятельности Думы, о стремлении повышать качество законотворческой деятельности.


Уважаемые коллеги!

Важнейший блок депутатской работы – работа с избирателями - встречи, личные приемы, работа с обращениями и наказами.


В 2015 году в адрес депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поступило 4467 обращений избирателей. 50 из них  являются повторными, 137 – коллективными.  По состоянию на 31 декабря 2015 года рассмотрено более 4 тысяч из поступивших обращений, остальные  находятся на рассмотрении.


В соответствии с Законом о наказах избирателей в 2015 году материальная помощь была оказана 336 (трёмстам тридцати шести)  гражданам на общую сумму более 10 миллионов рублей. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"   профинансировано приобретение жилых помещений  на сумму более 22 миллионов рублей, оказана материальная помощь в связи с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне на общую сумму  свыше 15 миллионов рублей ветеранам Великой Отечественной войны. Более 400 окружных и муниципальных учреждений получили финансовую помощь.


Не буду останавливаться сейчас на других аспектах  деятельности депутатских объединений, просто хочу подчеркнуть, что подробная информация, в том числе итоговая, находится в открытом доступе.


Коллеги, с целью обеспечения систематического информирования населения о деятельности Думы осуществляется постоянное информационное сопровождение работы депутатов. Ежедневно пополняется контент официального сайта Думы. В 2015 году в новостной ленте размещено более 1,5 тысяч пресс-релизов. Они направлялись по электронной рассылке в более чем 330 средств массовой информации муниципального, регионального и федерального значения.

 

Результаты исследования показали, что общее количество информаций в СМИ о деятельности Думы Югры в 2015 году превысило 10 тысяч.    


Полагаю, можно с полным основанием утверждать, что информация о деятельности Думы и депутатов доступна и содержательна.


Наверное, на этом остановимся. Резюмирую.


В 2015 году Дума автономного округа  наряду с текущими и перспективными законотворческими задачами занималась вопросами, значение которых для автономного округа  трудно переоценить. И главный из них – избрание Губернатора по новой схеме.


Другим важнейшим событием стало принятие бюджета на 2016 год. Несмотря на текущую ситуацию в стране, кризисные явления в мировой экономике, в бюджетной политике региона сохранилась стабильная ситуация, бюджет остается социально ориентированным. Более 70% расходов бюджета Югры в следующем году планируется направить на социальные нужды, и это можно считать одним из главных показателей развития автономного округа.


По-прежнему остается нацеленность на выполнение всех социальных обязательств перед населением, особенно в отношении граждан пожилого возраста, инвалидов и малообеспеченных жителей региона. В числе приоритетов остаются инвестиции в человеческий капитал, развитие здравоохранения и образования, культуры и спорта. Законодательное сопровождение этих направлений нашли отражение в плане работы Думы автономного округа, утвержденного депутатами на 2016 год.


Я искренне благодарю каждого из вас, коллеги, земляки, югорчане, Губернатора Наталью Владимировну Комарову и правительство автономного округа за конструктивное взаимодействие и сотрудничество, за вклад в  развитие нашего общего дома – Югры.


С началом нового календарного года депутатский корпус Думы автономного округа продолжил активную законодательную деятельность. В сентябре текущего года заканчивается срок полномочий Думы 5 созыва. Многие из нас будут бороться за депутатские мандаты в Думе 6 созыва. Но это дело будущего. В настоящем у нас с вами предстоит еще много работы.


Удачи всем нам! Спасибо за внимание!