Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 марта 2018 г. N 34-оз "О регулировании отдельных отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями и дополнениями от 17 октября 2018 г., 31 августа 2021 г.)
Принят Думой
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
29 марта 2018 года
Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирует отдельные отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - особо охраняемые природные территории) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ).
Глава I. Общие положения
Статья 1. Полномочия органов государственной власти автономного округа в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий
1. К полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся:
1) принятие законов в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в автономном округе и контроль за их исполнением;
2) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.
2. К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Правительство автономного округа) относятся:
1) определение основных направлений развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий в автономном округе;
2) утверждение государственных программ автономного округа в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, определение порядка принятия решений об их разработке, порядка формирования и реализации указанных программ;
3) принятие решений о создании, об изменении площади, категории, уточнении и (или) изменении границ, установленного режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования особо охраняемой природной территории, о ее реорганизации и упразднении, согласование таких решений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
4) утверждение положения об особо охраняемой природной территории и установление ее границ;
5) оформление охранных обязательств, паспортов и других документов памятников природы;
6) принятие решений о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности;
7) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
8) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.
3. Осуществление отдельных полномочий Правительства автономного округа, установленных настоящей статьей, может быть возложено полностью или в части в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа на исполнительные органы государственной власти автономного округа, за исключением осуществления полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в автономном округе в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
1) природные парки;
2) государственные природные заказники;
3) памятники природы;
4) дендрологические парки и ботанические сады.
Статья 3. Создание, реорганизация и упразднение особо охраняемых природных территорий
1. Решения о создании особо охраняемых природных территорий принимаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
2. Решения о создании особо охраняемых природных территорий, об изменении режима их особой охраны подлежат согласованию с:
1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
2) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
3. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные природные заказники регионального значения в автономном округе могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заказников федерального значения, осуществляемого решением Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и согласованного с Правительством автономного округа.
4. Решения о создании особо охраняемых природных территорий принимаются с учетом документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, лесного плана автономного округа, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов, данных государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также данных о наличии (отсутствии) горных и (или) геологических отводов, предоставленных пользователям недр.
5. Создание особо охраняемых природных территорий осуществляется как с изъятием земельных участков, так и без их изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.
Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон принимаются Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
7. Изменение категории, уточнение и (или) изменение границ, установленного режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования, изменение границ охранных зон особо охраняемой природной территории, ее реорганизация и упразднение допускаются при наличии материалов комплексного экологического обследования участков территорий, содержащих соответствующие обоснования.
Статья 4. Управление особо охраняемыми природными территориями и обеспечение их функционирования
1. Управление особо охраняемыми природными территориями осуществляется государственными бюджетными учреждениями автономного округа.
Управление дендрологическими парками, ботаническими садами может осуществляться государственными научными организациями автономного округа и государственными образовательными организациями высшего образования автономного округа.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, вопросы социально-экономической, научной и иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в границах особо охраняемых природных территорий подлежат согласованию с организациями и учреждениями, осуществляющими управление соответствующими особо охраняемыми природными территориями.
3. Расположение и особенности использования особо охраняемых природных территорий учитываются органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа при подготовке (согласовании) документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, лесного плана автономного округа, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов.
4. Сведения об особо охраняемых природных территориях подлежат включению уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Финансирование расходов, связанных с созданием и обеспечением функционирования особо охраняемых природных территорий
Финансирование расходов, связанных с созданием и обеспечением функционирования особо охраняемых природных территорий, осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Глава II. Природные парки
Статья 6. Общие положения
1. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
2. На природные парки возлагаются следующие задачи:
1) сохранение природной среды, природных ландшафтов в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
2) создание условий для познавательного туризма и отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
3) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков;
4) проведение научно-исследовательских работ и комплексного экологического мониторинга состояния окружающей среды, объектов животного и растительного мира;
5) осуществление эколого-просветительской деятельности.
Статья 7. Режим особой охраны территорий природных парков
1. На территориях природных парков в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков устанавливаются функциональные зоны с различным режимом их особой охраны и использования.
2. На территориях природных парков могут быть установлены следующие функциональные зоны:
1) заповедная зона, в границах которой запрещаются осуществление любой хозяйственной деятельности и рекреационное использование территории;
2) природоохранная зона, в границах которой запрещается осуществление хозяйственной деятельности и допускается строго регулируемое посещение;
3) зона уникальных природных комплексов и (или) объектов, в границах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и (или) объектов и допускается регулируемое посещение;
4) зона охраны историко-культурных комплексов и объектов (в том числе рекреационно-мемориальная и рекреационно-защитная зоны), в границах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
5) рекреационная зона, которая предназначена для отдыха, организации эколого-просветительской и экскурсионной деятельности;
6) лесопарковая зона, в границах которой допускается осуществление ограниченной хозяйственной деятельности, в том числе все виды рубок ухода за лесом, а также охота в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, регулирования их численности;
7) зона хозяйственного назначения, в границах которой осуществляется хозяйственная деятельность, в том числе необходимая для обеспечения функционирования природного парка;
8) зона традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности населения и в пределах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности, а также связанных с ней видов традиционного природопользования;
9) иные функциональные зоны, определяемые с учетом организационного устройства, режима особой охраны и использования конкретного природного парка.
3. Конкретные особенности, зонирование и режим особой охраны каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством автономного округа по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
4. Лица, осуществляющие свою деятельность на территориях природных парков, обязаны соблюдать установленный режим их особой охраны.
Глава III. Государственные природные заказники
Статья 8. Общие положения
1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса в автономном округе.
2. На государственные природные заказники возлагаются следующие задачи:
1) обеспечение контроля за соблюдением установленного режима охраны и использования государственного природного заказника;
2) организация выполнения природоохранных мероприятий;
3) организация и проведение либо содействие проведению научно-исследовательских работ, мониторинга окружающей среды;
4) экологическое просвещение населения и пропаганда деятельности в области охраны окружающей среды;
5) организация туристской, рекреационной, оздоровительной деятельности.
Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников
1. Задачи и особенности режима особой охраны каждого государственного природного заказника определяются положением о нем.
2. На территориях государственных природных заказников в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности, а также связанных с ней видов традиционного природопользования, обеспечивающих сохранение традиционного образа жизни и защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера.
3. Лица, осуществляющие свою деятельность на территориях государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный режим их особой охраны.
Глава IV. Памятники природы
Статья 10. Общие положения
1. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения в автономном округе.
2. На памятники природы возлагаются следующие задачи:
1) сохранение природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира;
2) экологическое просвещение и экологический туризм;
3) проведение научно-исследовательских работ и комплексного экологического мониторинга состояния окружающей среды, объектов животного и растительного мира.
Статья 11. Режим особой охраны территорий памятников природы
1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
2. Задачи и особенности режима особой охраны каждого памятника природы определяются положением о нем.
3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Глава V. Дендрологические парки и ботанические сады
Статья 12. Общие положения
Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.
Статья 13. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов
1. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
2. Задачи, функциональное зонирование и особенности режима особой охраны территории каждого дендрологического парка или ботанического сада определяются положением об этом дендрологическом парке или ботаническом саде.
Глава VI. Организация регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Статья 14. Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
1. Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с положениями, утверждаемыми Правительством автономного округа:
1) государственными бюджетными учреждениями - в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон;
2) уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа - на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением государственных бюджетных учреждений.
2. Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Статья 15. Права должностных лиц органов и государственных бюджетных учреждений, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обладают правами, установленными законодательством Российской Федерации.
Глава VII. Организация научно-исследовательской, эколого-просветительской, туристской и рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях
Статья 16. Организация научно-исследовательской деятельности
1. Организация научно-исследовательской деятельности на особо охраняемых природных территориях осуществляется государственными учреждениями автономного округа.
2. Научно-исследовательская деятельность на особо охраняемых природных территориях осуществляется путем организации стационарных круглогодичных, многолетних и периодических исследований, направленных на изучение природных комплексов и объектов, наблюдения за динамикой природных процессов в целях оценки и прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также иными методами, не противоречащими режиму соответствующих особо охраняемых природных территорий.
Статья 17. Организация эколого-просветительской, туристской и рекреационной деятельности
1. Эколого-просветительская, туристская и рекреационная деятельность на особо охраняемых природных территориях направлена на формирование экологического сознания и развитие экологической культуры населения и осуществляется с соблюдением установленного режима особой охраны данных территорий.
2. Предоставление земельных участков гражданам, юридическим лицам в целях организации эколого-просветительской, туристской и рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Н.В. Комарова
г. Ханты-Мансийск
29 марта 2018 года
N 34-оз