За отчетный период Думой было принято 20 законов (11,4%), направленных на регулирование сферы государственного управления, в том числе по отрасли государственной службы – 4, муниципальной службы – 8, государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административного строительства – 4, обращения, заявления, жалобы граждан – 1, административных правонарушений – 3 (см. таблицу № 2).
Государственная служба
Внесена поправка в статью 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О государственных должностях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", в соответствии с которой из списка государственных должностей исключена должность заместителя Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - директора Департамента.
Внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа − Югры "О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа − Югры", в целях урегулирования вопросов исчисления стажа государственной гражданской службы, дающего право гражданским служащим автономного округа на получение пенсии за выслугу лет, а также в целях улучшения пенсионного обеспечения гражданских служащих автономного округа. В соответствии с внесенными изменениями, пункт 3 статьи 24.1 «Исчисление стажа государственной гражданской службы» дополнен подпунктом следующего содержания: должности руководителей, специалистов и служащих, занимаемые на постоянной основе в органах управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации с 1 января 1992 года.
Кроме того, Законом предусмотрено увеличение денежного поощрения до 0,35 лицам, замещавшим должности гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также увеличение минимального размера пенсии за выслугу лет с 2000 руб. до 3000 руб.
Внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа − Югры "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа − Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа − Югры". Для государственных гражданских служащих автономного округа установлена «премия по результатам работы за квартал». В соответствии с внесенным изменением, лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за квартал, которая устанавливается индивидуально и определяется пропорционально отработанному времени и должностному окладу гражданского служащего автономного округа в пределах средств, высвободившихся в результате сокращения штатной численности гражданских служащих автономного округа от установленного фонда оплаты труда, в связи с проводимыми мерами по повышению эффективности использования средств на оплату труда.
На 16 заседании внесены изменения в статью 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О государственных должностях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", с целью установления единообразного решения вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности автономного округа.
Лицу, замещавшему государственную должность, в связи с назначением пенсии за выслугу лет выплачивается единовременная поощрительная выплата из расчета месячного денежного содержания на день прекращения полномочий (увольнения) данного лица (за срок полномочий, установленный Уставом и законами автономного округа для лиц, замещавших государственные должности, – два размера месячного денежного содержания; за каждые полные три года свыше срока полномочий на государственной должности или должности государственной гражданской службы (на муниципальной должности или должности муниципальной службы) – один размер месячного денежного содержания, но в целом не более пяти размеров месячного денежного содержания).
Муниципальная служба
Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», вступающим в силу с 1 июня 2007 года, не предусмотрено присвоение квалификационных разрядов муниципальным служащим. Соответственно Законом автономного округа «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» не могут устанавливаться оклады за квалификационные разряды.
В связи с исключением из оклада месячного денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы, оклада за квалификационный разряд и в целях сохранения на прежнем уровне размера денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы, в Закон Ханты-Мансийского автономного округа − Югры "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы, в Ханты-Мансийском автономном округе − Югре" внесены следующие изменения:
- в составе денежного содержания установлена «ежемесячная (персональная) выплата за сложность, напряженность и высокие достижения в работе»;
- определены должностные лица местного самоуправления, которые определяют размер указанной выплаты;
- установлен предельный размер выплаты в зависимости от группы должностей муниципальной службы.
В соответствии с внесенными изменениями, порядок и условия ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе определяются положением, утверждаемым постановлением главы муниципального образования. Размер ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе устанавливается лицам, замещающим должности муниципальной службы в администрации и структурных подразделениях администрации муниципального образования, − главой муниципального образования; лицам, замещающим должности муниципальной службы в представительном органе, аппарате представительного органа и органах, образуемых представительным органом муниципального образования, − председателем представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования в случае наделения его правом входить в состав представительного органа муниципального образования автономного округа и исполнять полномочия председателя на его заседаниях.
Ежемесячная (персональная) выплата за сложность, напряженность и высокие достижения в работе в городских округах и муниципальных районах, городских и сельских поселениях устанавливается в размере: лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы категорий "руководители", "помощники", − до 1 190 рублей; лицам, замещающим главные должности муниципальной службы категорий "руководители", "помощники", "специалисты", − до 940 рублей; лицам, замещающим ведущие должности муниципальной службы категорий "руководители", "помощники", "специалисты", "обеспечивающие специалисты", − до 750 рублей; лицам, замещающим старшие должности муниципальной службы категорий "специалисты", "обеспечивающие специалисты", − до 560 рублей; лицам, замещающим младшие должности муниципальной службы категории "обеспечивающие специалисты", − до 400 рублей.".
В целях финансового обеспечения ежемесячной (персональной) выплаты, Законом подпункт 1 пункта 3 статьи 20 изложен в следующей редакции: "1) ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе – в размере четырех должностных окладов".
Также, нормы Закона автономного округа "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" приведены в соответствие с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации". Вышеуказанный Федеральный закон пунктом 2 статьи 22 установил, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Аналогичные изменения внесены в отдельные статьи вышеуказанного Закона автономного округа.
Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением полномочий лицами, замещающими муниципальные должности».
Законом внесено изменение, в соответствии с которым, лицам, замещающим муниципальные должности, и их несовершеннолетним детям в возрасте до 18 лет (при обучении в образовательных учреждениях – до 23 лет) нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования, может предоставляться частичная компенсация (не выше 70 %) стоимости оздоровительной или санаторно-курортной путевки один раз в календарном году, а также компенсация стоимости проезда к месту оздоровительного или санаторно-курортного лечения и обратно один раз в два года.
Кроме того, внесена поправка, в соответствии с которой, Закон распространяется не на всех лиц, замещающих муниципальные должности, а только на тех, кто замещает указанные должности на постоянной профессиональной основе. Данное предложение вызвано тем, что к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся, в том числе, депутаты представительного органа местного самоуправления. Депутаты представительного органа местного самоуправления, работающие на не освобожденной основе, имеют гарантии по основному месту работы и поэтому установление дополнительной социальной защищенности не целесообразно.
На 16 заседании Думы принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".
Данный Закон разработан в соответствии с последними изменениями, внесенными Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и включает в себя положения, ранее содержащиеся в законах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре", "Об условиях контракта с главой местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, и о дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" и "О квалификационных разрядах, порядке проведения квалификационных экзаменов и аттестации муниципальных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре". Со дня вступления в силу настоящего Закона вышеуказанные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры признаны утратившими силу.
Кроме того, во втором полугодии были внесены поправки в данный Закон, в соответсвтии с которыми к полномочиям органов государственной власти автономного округа в сфере муниципальной службы отнесено участие в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений в порядке, определенном Губернатором Югры.
Статья 16 изложена в новой редакции, в соответствии с которой денежное содержание муниципального служащего состоит из: должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячного денежного поощрения; районного коэффициента к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; премии за выполнение особо важных и сложных заданий к юбилейным датам и праздничным дням; премии по результатам работы за год; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих; ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе.
Кроме того, муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 % собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих.
В связи с внесенным изменением, должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в автономном округе, утверждаемым законом автономного округа.
Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О Реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".
Законом в соответствии с федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Данный Реестр включает в себя перечень наименований должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации, иных органов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в муниципальном образовании, контрольного органа, избирательной комиссии муниципального образования автономного округа.
Принята программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2008–2010 годы", целью которой является оказание содействия муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в развитии муниципальной службы в автономном округе. Сроки реализации Программы – 2008–2010 годы.
Общий объем финансирования Программы на 2008–2010 годы за счет средств бюджета автономного округа составляет 17 070 тыс. рублей, в том числе на 2008 год – 5 000 тыс. рублей, на 2009 год – 6 070 тыс. рублей, на 2010 год – 6 000 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1) принятие необходимых муниципальных правовых актов по вопросам муниципальной службы в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства автономного округа во всех муниципальных образованиях автономного округа;
2) информатизация, внедрение программного обеспечения с целью автоматизации кадрового делопроизводства и ведения реестра муниципальных служащих не менее чем в 70% подразделений органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, занимающихся кадровой работой;
3) обучение (повышение квалификации) 10% муниципальных служащих от общего количества муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;
4) оказание содействия 70 муниципальным служащим в прохождении профессиональной переподготовки и получении дистанционного образования.
Государственное управление в сфере экономики,
социально-культурного и административного строительства
Внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об управлении государственной собственностью Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" с целью приведения его в соответствие с федеральным законодательством, исключения дублирующих норм, а также в целях закрепления полномочий в отношении автономных учреждений за Правительством автономного округа в связи с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и внесением изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
В июне 2007 года принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов". Данным Законом с 1 января 2008 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов в залах игровых автоматов.
Кроме того, данным Законом внесена поправка в статью 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 февраля 2006 года № 25-оз "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", в соответствии с которой запрещено размещение объектов игорного бизнеса в многоквартирных жилых домах. Данное изменение было введено с 1 июля.
Внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об управлении государственной собственностью Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Данным Законом внесено дополнение, устанавливающее, что организация осуществления учета государственной собственности, в том числе определение порядка учета государственной казны и порядка ведения реестра государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В том числе, сделки с государственной собственностью от имени Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совершаются органами государственной власти Югры в пределах их полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации автономного округа. Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры могут утверждаться порядки совершения исполнительными органами государственной власти автономного округа сделок с государственной собственностью.
Обращения, заявления, жалобы граждан
На 13 заседании Думы принят Закон автономного округа "О рассмотрении обращений граждан в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", который в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает положения, направленные на защиту права граждан на обращение, а также дополнительные гарантии права граждан на обращение в органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и полномочия органов государственной власти автономного округа.
Административные правонарушения
В течение 2007 года в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об административных правонарушениях" неднократно вносились поправки, в связи с изменениями федерального законодательства, а также по результатам обобщения правоприменительной практики и рассмотрения обращений органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа.
В частности, статья 26 действующей редакции Закона откорректирована с учетом положений статей 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 4 декабря 2006 года).
По предложениям Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности и Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа глава VII действующей редакции Закона дополнена следующими статьями: 29.1 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и (или) растений»; 29.2 «Нарушение установленных нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требований к определению исходной (фоновой) загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков недр»; 29.3 «Нарушение установленных нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требований к проектированию и ведению системы локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр»; 29.4 «Нарушение требований по рациональному использованию и охране недр». В связи с этим, соответствующие изменения внесены в статьи 34, 35 действующей редакции Закона.
Статьи 32, 33 действующей редакции Закона автономного округа признаны утратившими силу в связи с введением аналогичных норм в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 5 статьи 19.5 и статья 19.7.1).
Федеральным законом от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административные правонарушения" изменена форма выражения размеров административного штрафа с величины, кратной минимальному размеру оплаты труда, на величину, выражаемую в рублях Российской Федерации. В окружной Закон внесены соответствующие изменения.
Статья 5 Закона автономного округа, предусматривающая ответственность за нарушение порядка сбора подписей и правил проведения голосования по отзыву депутатов представительных органов местного самоуправления, главы муниципального образования, исключена в связи с изменениями законодательства. Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах, референдумах установлена главой 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В статье 9 Закона автономного округа изменена санкция за административное правонарушение, предусматривающая возможность применения предупреждения как меры административного наказания. Изменение внесено с учетом правоприменительной практики, когда незначительность административного проступка не позволяет применить к нарушителю административный штраф, приводит к освобождению лица от административной ответственности, что не учитывается в случае повторного совершения административного поступка.
Часть 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации устанавливает административную ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники. В целях исключения повторения состава административного проступка, предусмотренного указанной нормой Кодекса Российской Федерации, Законом дополнено примечание к статье 13 Закона автономного округа вторым абзацем соответствующего содержания.
Статья 17.1 Закона автономного округа изложена в новой редакции в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятием Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 июля 2007 года № 102-оз "Об организации деятельности ярмарок на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", а также с учетом обращения главы города Сургута по данному вопросу (письмо от 4 апреля 2007 года № 01-11-847/7).
В статьях 17.3, 24.1, 24.3 и пункте 2 статьи 25 увеличен максимальный размер административного штрафа и предусмотрена возможность применения предупреждения как меры административного наказания. Указанное изменение санкций статей внесено с учетом обращения административной комиссии города Ханты-Мансийска. В статье 17.4 установлен максимальный размер административного штрафа (50 тысяч рублей) для должностных лиц и установлен размер административного штрафа для юридических лиц – 500 тысяч рублей.
Статьи 18 и 20 признаны утратившими силу.
Согласно статье 13 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78 ФЗ "О землеустройстве" (с изменениями от 4 декабря 2006 года) инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. Кодекс Российской Федерации устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе земельный контроль, а равно за воспрепятствование выполнения указанным лицом должностных обязанностей. Учитывая указанные положения Федерального законодательства, статья 29 Закона автономного округа признана утратившей силу.
Административная ответственность за нарушение порядка ценообразования установлена статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации. Часть 5 статьи 19.5 Кодекса предусматривает также ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов. Статья 19.7.1 Кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за непредставление в уполномоченный орган сведений или представление заведомо недостоверных сведений. Учитывая указанные нормы Кодекса Российской Федерации, в статью 30 Закона автономного округа внесены соответствующие изменения, направленные на соблюдение законодательной компетенции автономного округа.
Пункты 1-3 статьи 1 данного Закона предусматривают увеличение верхнего предела санкции за соответствующие правонарушения.
Пункт 4 статьи 1 Закона устанавливает административную ответственность за нарушение правил пользования библиотеками, учрежденными органами государственной власти, органами местного самоуправления автономного округа, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей.
Пункт 5 статьи 1 предусматривает наделение полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 14.5 (нарушение правил пользования библиотеками, учрежденными органами государственной власти, органами местного самоуправления автономного округа) должностных лиц милиции общественной безопасности, должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных главой соответствующего муниципального образования (в части муниципальных библиотек) и должностных лиц уполномоченного Правительством автономного округа исполнительного органа государственной власти автономного округа по управлению библиотечным делом в автономном округе (в части библиотек автономного округа).