РЕКОМЕНДАЦИИ
депутатских слушаний на тему «О прогнозе социально-
экономического развития, об основных направлениях налоговой,
бюджетной и долговой политики, о характеристиках бюджета
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»
Депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам депутатских слушаний с участием представителей Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исполнительных органов автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Счетной палаты автономного округа заслушали информацию о прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов и информацию об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, характеристиках бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов и отмечают следующее.
В 2023 году на экономику автономного округа оказало влияние ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры в результате снижения мировых цен на углеводороды и другие товары сырьевой группы, являющиеся основой экономики региона, девальвация рубля во второй половине текущего года, которая привела к сокращению внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, а также затруднение доступа к внешнему заемному финансированию, ограничение импорта технологий, продукции.
Правительством автономного округа за последние годы выработана система мер, позволивших в условиях неблагоприятной экономической динамики обеспечить стабильное развитие социальной сферы и инфраструктуры автономного округа. Это прежде всего эффективная система мер социальной поддержки населения и предоставления услуг, меры по стимулированию экономической активности и сдерживанию инфляции.
В целях формирования бюджета автономного округа в соответствии с порядком разработки прогноза социально-экономического развития автономного округа на среднесрочную перспективу прогноз на 2024–2026 годы разработан в двух вариантах: базовом и консервативном.
Базовый вариант прогноза социально-экономического развития региона описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики автономного округа с учетом ожидаемых внешних условий и предусматривает выполнение в полном объеме запланированного комплекса мер по обеспечению развития экономики, социальной сферы и инфраструктуры региона, включая реализацию мер экономической политики, направленных на содействие адаптации экономики к новым условиям и ее структурной перестройки.
Консервативный вариант прогноза основан на предпосылках ухудшения состояния мировой экономики и более существенного, чем в базовом варианте, эффекта санкционного давления.
В прогнозе учтены:
более высокий уровень мировых цен на нефть, снижение объемов добычи нефти по сравнению с уровнем, прогнозируемым в начале 2023 года;
сохранение низкого уровня безработицы, рост реальных доходов населения и реальной заработной платы работников;
ускоренный рост инвестиционной активности.
Как следствие, были улучшены оценки роста валового регионального продукта и ряда его компонентов на 2023 и 2024 годы; на 2025 и 2026 годы прогноз скорректирован в сторону понижения темпов роста из-за эффекта более высокой базы:
при среднегодовой экспортной цене на российскую нефть
71,31 долл. США за баррель рост валового регионального продукта в 2024 году ожидается на уровне 2,9 %; в дальнейшем темпы роста экономики снизятся до 0,1 %
в 2025 году и до 0,2 % в 2026 году исходя из среднегодовой экспортной цены на российскую нефть в 2025-2026 годах соответственно
70,1-70,0 долл. США за баррель.
Также на 2024-2026 годы сохраняются приоритеты налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа, обеспечивающие финансовую устойчивость и сбалансированность бюджетной системы автономного округа, наращивание доходной базы, достижение национальных целей развития, направленных на появление и развитие новых центров экономического роста, повышение качества государственных услуг, уровня жизни граждан.
Депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
I. По вопросу «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Поддерживают предложения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части определения основных направлений и ключевых показателей прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Рекомендуют Правительству Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры:
1. Продолжить реализацию мер для дальнейшей государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения доли продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в объеме валового регионального продукта, денежных доходах населения, развития перспективных направлений предпринимательства, в том числе молодежного, социального, которые могут стать стратегическим ресурсом повышения уровня инновационной экономики (раздел VIII «Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия» таблицы 3 к приложению к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от
9 октября 2023 года № 669-рп).
2. В целях формирования бюджета развития подготовить проект распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о внесении в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предусматривающего создание Инвестиционного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как источника финансирования проектов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.
II. По вопросу «Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, характеристиках бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Поддерживают предложения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части:
использования данных базового варианта сценарных условий прогноза социально-экономического развития автономного округа на предстоящий среднесрочный период при формировании проектировок бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, направленных на диверсификацию экономики региона и создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
создания и развития новых центров экономического роста, повышения качества государственных услуг, уровня жизни граждан;
обеспечения стабильности и предсказуемости регионального налогового законодательства для хозяйствующих субъектов в условиях продолжающейся адаптации экономики к изменившимся внешним условиям;
реализации механизмов налогового стимулирования в целях поддержки приоритетных направлений промышленной и инвестиционной политики;
совершенствования налогового регулирования специальных налоговых режимов для развития малого и среднего предпринимательства;
проведения донастройки преференциальных налоговых режимов на основании полученных результатов их эффективности;
концентрации финансовых ресурсов для выполнения социальных обязательств, реализации Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, национальных целей развития и приоритетов социально-экономического развития автономного округа;
совершенствования подходов к формированию государственных программ автономного округа;
сохранения социальной направленности бюджета автономного округа, в том числе в части поддержки семей с детьми, предоставления мер социального обеспечения участникам специальной военной операции и членам их семей, исполнения социально значимых обязательств;
поддержания достигнутого уровня соотношений оплаты труда отдельных категорий работников, подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации от 2012 года, а также проведения индексации заработной платы иных категорий работников бюджетной сферы;
реализации мер, направленных на содействие устойчивости и сбалансированности бюджетов муниципальных образований, повышение их финансовой самостоятельности, совершенствование межбюджетного регулирования, стимулирование органов местного самоуправления к эффективному муниципальному управлению;
определения единых формализованных условий софинансирования расходных обязательств муниципальных образований автономного округа в зависимости от их уровня расчетной бюджетной обеспеченности;
привлечения заемного финансирования для решения социально-экономических задач развития автономного округа с сохранением безопасного уровня государственного долга и исключением рисков неисполнения долговых обязательств.
Рекомендуют Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
1. Внести в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проект закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
2. Для реализации основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа в 2024-2026 годах:
обеспечить финансовую устойчивость и сбалансированность бюджета автономного округа;
продолжить стимулирование инвестиционной деятельности через механизмы установления налоговых льгот для организаций, осуществляющих реализацию масштабных, приоритетных проектов на территории автономного округа;
предоставить меры поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях, через установление пониженных ставок по специальным налоговым режимам;
продолжить совершенствование мер эффективной налоговой политики, обеспечивающей рост уровня доходов работающим в отраслях реального сектора экономики, работодателями которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства;
продолжить работу, направленную на расширение налоговой базы по имущественным налогам в целях увеличение доходов консолидированного бюджета автономного округа и обеспечения его устойчивости;
обеспечить приоритизацию расходов исходя из необходимости достижения национальных целей развития и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
продолжить работу по повышению эффективности системы управления в отраслях социальной сферы, привлечению внебюджетных источников финансирования, развитию негосударственного сектора, повышению эффективности использования площадей учреждений социальной сферы;
обеспечить направление бюджетных инвестиций, в первую очередь, на завершение ранее начатых строительством объектов, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, реализацию инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета, локальных объектов для обработки, обезвреживания, размещения отходов, строительство объекта «Мостовой переход через реку Обь в районе города Сургут»;
продолжить работу по совершенствованию подходов к формированию государственных программ автономного округа для обеспечения увязки результатов осуществления программных мероприятий с достижением национальных целей развития и общественных результатов для граждан Югры;
обеспечить повышение эффективности предоставления из бюджета автономного округа субсидий юридическим лицам исходя из необходимости обеспечения в первоочередном порядке государственной поддержки приоритетных отраслей экономики, а также по усилению государственного финансового контроля за использованием субсидий;
обеспечить реализацию первоочередных проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде государственной программы автономного округа «Экологическая безопасность» с учетом средств, планируемых к зачислению в бюджет автономного округа в размере 40% от платы за негативное воздействие на окружающую среду;
продолжить работу по совершенствованию механизмов предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе способствующих стимулированию органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа к осуществлению эффективного муниципального управления, проведению ответственной бюджетной политики, увеличению доходного потенциала местных бюджетов;
сохранить высокий уровень долговой устойчивости автономного округа, эффективность осуществления государственных заимствований и своевременную адаптацию инструментов долговой политики к условиям финансовых рынков.
III. Рекомендуют Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
Учесть рекомендации участников депутатских слушаний при рассмотрении проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на
2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Председательствующий
Н.В. Ташланов