РЕКОМЕНДАЦИИ
депутатских слушаний "О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов,
об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики и характеристиках проекта закона о бюджете
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам депутатских слушаний с участием представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных и профсоюзных организаций отмечают, что налоговая, бюджетная и долговая политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, достижение национальных целей развития, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда и успешное предпринимательство, цифровую трансформацию, поддержание долговой нагрузки на уровне, относящем Югру к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью.
Депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
I. Поддерживают предложения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части:
определения основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и характеристик проекта закона о бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и
2023 годов;
сохранения стабильных налоговых условий, повышения эффективности применения стимулирующих налоговых мер;
стимулирования инвесторов, осуществляющих реализацию проектов, обеспечивающих рост налогового потенциала;
оптимизации перечня налоговых расходов и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в виде налоговых льгот;
дополнительных мер поддержки, направленных на снижение издержек предприятий отдельных отраслей и субъектов предпринимательской деятельности от последствий распространения новой коронавирусной инфекции;
реализации мероприятий активной поддержки занятости, в том числе путем создания условий, включая инфраструктурные, для развития и коммерциализации творческого потенциала населения автономного округа через обучение видам деятельности, входящим в состав креативных индустрий, и предпринимательским навыкам;
создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа;
реализации мероприятий по популяризации предпринимательства и улучшению условий ведения предпринимательской деятельности;
поддержки основных отраслей сельскохозяйственного производства: мясного и молочного животноводства, оленеводства, птицеводства, растениеводства;
реализации адресной программы автономного округа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечению жильем отдельных категорий граждан, строительству и реконструкции систем водоснабжения, формированию комфортной городской среды;
обеспечения в приоритетном порядке расходов на реализацию региональных проектов, направленных на достижение целевых показателей национальных (федеральных) проектов;
сохранения социальной направленности бюджета автономного округа, в том числе политики финансовой поддержки семей при рождении детей;
повышения эффективности бюджетных расходов, выявления внутренних резервов и перераспределения их в пользу приоритетных направлений расходов и проектов;
реализации мер, направленных на поддержание устойчивости и сбалансированности местных бюджетов;
поддержания уровня государственного долга на безопасном уровне и обеспечения эффективности осуществления государственных заимствований.
II. Рекомендуют Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
1. Внести в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проект закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", сформированный на основе базовых принципов, условий и подходов, определенных в основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Для реализации основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2021–2023 годах:
завершить интеграцию в бюджетный процесс системы управления налоговыми расходами;
увеличить налоговый потенциал за счет оптимизации состава налоговых расходов;
содействовать привлечению частных инвестиций в экономику автономного округа;
продолжить совершенствование механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности;
обеспечить принятие оперативных мер, в том числе направленных на снижение издержек предприятий отдельных отраслей и субъектов малого и среднего предпринимательства в случае распространения новой коронавирусной инфекции;
способствовать снижению зависимости региональных финансов от динамики цен на нефть;
обеспечить реализацию региональных проектов, направленных на достижение целевых показателей национальных (федеральных) проектов, с учетом стратегических целей развития, скорректированных Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской федерации на период до 2030 года»;
обеспечить безусловное исполнение социально значимых обязательств, реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, выстраивание эффективной системы социального сопровождения по выводу граждан и семей из трудной жизненной ситуации и состояния бедности, в том числе на основе социального контракта;
обеспечить поддержание уровня соотношений в оплате труда отдельных категорий работников бюджетной сферы к целевым показателям, установленным указами Президента Российской Федерации от 2012 года;
обеспечить проведение мероприятий, направленных на вовлечение выбывших сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот и на продвижение отечественных разработок по развитию племенного животноводства;
обеспечить создание аналитической системы «Инвестиционный бюджет» для оценки инвестиционных проектов, в том числе в социальной сфере;
обеспечить переход на новый инвестиционный режим, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику (используя частные и публичные проектные инициативы), защиты и поощрения капиталовложений путем оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности, реализации совместных действий Думы автономного округа, Правительства автономного округа, координационного и (или) совещательного органа в сфере развития инвестиционной деятельности, обозначенных в Законе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июня 2020 года № 59-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
продолжить реализацию мероприятий по популяризации предпринимательства и улучшению условий ведения предпринимательской деятельности;
обеспечить проведение обзоров расходов в целях перераспределения ресурсов, неэффективно используемых для решения приоритетных задач;
продолжить реализацию механизмов организации оказания государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
продолжить совершенствование межбюджетного регулирования в автономном округе через повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа к осуществлению эффективного муниципального управления, в том числе за счет повышения их ответственности за проводимую бюджетную политику;
продолжить совершенствование реализации инициативного бюджетирования в автономном округе, в том числе через механизмы стимулирования муниципальных образований, с учетом единых, законодательно закрепленных, подходов к реализации инициативных проектов на их территориях;
обеспечить сохранение долговой устойчивости бюджета на высоком уровне.
III. Рекомендуют Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
учесть рекомендации участников депутатских слушаний при рассмотрении проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Председательствующий
А.С. Филатов