РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам проведения депутатских слушаний
на тему: Функционирование медицинских организаций
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
в условиях одноканального финансирования здравоохранения
Председательствующий: председатель Комитета Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по социальной политике Н.Л.Западнова.
Приглашённые по обсуждаемым вопросам (список прилагается).
Участники депутатских слушаний, рассмотрев и обсудив информацию по вопросу «Функционирование медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в условиях одноканального финансирования здравоохранения», решили:
1. Принять информацию к сведению.
2. Рекомендовать Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
2.1. Изучить риски, возникающие при функционировании медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в условиях одноканального финансирования и переходе с 1 января 2014 года медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения в государственную собственность Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
- сокращение количества лечебных организаций;
- состояние материально-технической базы медицинских организаций (недостаточное количество площадей, устаревшее оборудование, нехватка расходных материалов);
- кадровая обеспеченность медицинских организаций, с учётом коэффициента совместимости;
- готовность медицинских организаций (финансовая, кадровая, материально-техническая, организационная и т.д.) к передаче с 1 января 2014 года в государственную собственность Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
- исполнение Указов Президента Российской Федерации (от 7 мая 2012 года № 597 и от 28 декабря 2012 г. № 1688) по выплате заработной платы работникам медицинских организаций автономного округа, с учётом существующих до 1 января 2014 года социальных выплат работникам здравоохранения муниципальных образований автономного округа.
В части предупреждения организационных рисков:
2.2. Изучить возможность строительства поликлиник в Сургуте и Нижневартовске (с учётом демографической ситуации), в том числе предусмотреть возможность приобретения в государственную собственность помещений на первых этажах в строящихся жилых домах, с учётом уже существующей застройки и архитектурного плана городов автономного округа на ближайшие 15–20 лет, что позволит рассчитывать на будущее заблаговременное строительство лечебных организаций в зависимости от вводимых квадратных метров жилья в Югре;
2.3. Провести аудит с целью дальнейшего укрепления материально-технической базы медицинских организаций автономного округа во исполнение приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2013 г. № 677 «Об утверждении Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года», приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1343н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению», приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака») по обеспечению работы кабинетов: по борьбе с потреблением табака, паллиативной помощи запущенным онкологическим больным, по оказанию неотложной помощи, Центров здоровья, предупреждения правил пожарной, санитарно-эпидемиологической, антитеррористической безопасности;
2.4. При организации процедуры перехода муниципальных медицинских организаций в государственную (окружную) собственность провести инвентаризацию объектов, с учётом материально-технической базы и перечня оборудования, находящегося на балансе медицинских организаций, и кадровый аудит;
2.5. В условиях переходного периода изучить возможность взаимодействия с органами местного самоуправления автономного округа по вопросу предоставления служебного муниципального жилищного фонда для работников государственных медицинских организаций автономного округа, обслуживающих население данного муниципалитета:
2.5.1. Рассмотреть возможность строительства и предоставления служебного жилья работникам медицинских организаций, в том числе с учётом строительства доходных домов, компенсации аренды жилья;
2.5.2. Провести рабочее совещание с медицинскими организациями и представителями муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросу предоставления служебного жилья работникам медицинских организаций в рамках реализации статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 14 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2005 г. № 262-п «О порядке предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
2.6. Изучить возможность целевого (контрактного) направления (по дефицитным специальностям) студентов медицинских ВУЗов и СУЗов на обучение для дальнейшего распределения и трудоустройства в первичное звено медицинских организаций городов и районов автономного округа, закрепления на договорной основе обучающегося за конкретной медицинской организацией первичного звена (с обязанностью отработать затраченные на него бюджетные средства).
2.7. С целью повышения образовательного уровня медицинских работников ФАПов и других сельских медицинских организаций в населённых пунктах автономного округа организовать обучающие семинары (тренинги, совещания) по вопросам профессиональной (кардиология, профмедицина, телемедицина) и экономической (обучение функциональным и управленческим решениям) деятельности учреждений;
2.8. Создать межведомственную рабочую группу с привлечением представителей от Объединения организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам:
2.8.1. Разработки инструкции для иногородних работников и врачей медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при проведении экспертизы, в случае выявления заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью (профпригодность работников);
2.8.2. Включения профосмотров для осуществления трудовой деятельности и экспертизу связи заболевания с профессиональной деятельностью в систему страховой медицины Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
2.9. Изучить возможность включения в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие здравоохранения на 2014–2020 годы», принятую Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 г. № 414-п, мероприятий по приобретению основных средств (стоматологического оборудования стоимостью свыше 100 тыс. рублей) для медицинских стоматологических организаций автономного округа;
В части предупреждения финансово-экономических рисков:
2.10. Определить источники финансирования и нормативного регулирования оказания следующих услуг медицинскими организациями:
- медицинского осмотра донора в амбулаторно-поликлинической организации;
- амбулаторно-поликлинического обследования перед госпитализацией на стационарное лечение сопровождающих лиц для осуществления ухода за детьми в возрасте от 2-14 лет;
- медицинского обследования пациента в амбулаторно-поликлинической организации перед проведением Медико-социальной экспертизы;
- проводимых профилактических осмотров несовершеннолетних, регламентированных приказами Министерства здравоохранения РФ от 28 апреля 2007 г № 307 «Стандарт диспансерного наблюдения ребёнка первого года жизни», от 14 марта 1995 г № 60 «Об утверждении инструкции проведения профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов», от 30 июня 1992 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», от 21 декабря 2012 г №1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них»;
2.11. Обеспечить проведение опережающих торгов для формирования запасов медикаментов, расходных материалов, в том числе для проведения медицинских обследований и других жизненно необходимых средств на первое полугодие 2014 года, с учётом вступления в силу нового Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
2.12. Изучить возможность выплаты единовременного денежного вознаграждения в размере от 10 до 25 окладов без учёта районного коэффициента и северной надбавки работникам медицинских специальностей медицинских организаций автономного округа при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости, в зависимости от стажа предшествующей непрерывной работы, но не менее десяти лет в медицинских организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
2.13. С целью улучшения качества контрольных мероприятий, проводимых в соответствии с приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при проведении медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи:
2.13.1. Осуществлять мониторинг (аудит) качества результатов экспертной деятельности с привлечением в состав экспертов представителей независимого профессионального сообщества (например, Некоммерческого партнерства «Ассоциация работников здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»);
2.13.2. Организовать совещание с привлечением главных врачей медицинских организаций всех уровней автономного округа и страховых компаний Югры;
2.14. Обеспечить исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и от 28 декабря 2012 г. № 1688, в части повышение заработной платы некоторым медицинских категориям работников системы здравоохранения Югры;
В части предупреждения нормативно-правовых рисков:
2.15. С целью поднятия престижа профессии медицинского работника рассмотреть возможность внесения изменений в пункт 8 статьи 15 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 мая 2005 г. № 37-оз «О наградах и почётных званиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в части увеличения норматива количества награждённых;
2.16. Рассмотреть возможность введения новых кодов клинико-статистических групп по ряду заболеваний взрослых и детей в Тарифное соглашение, лечение которых осуществляется в медицинских организациях автономного округа и возмещения расходов организаций за медицинскую помощь пациентам, оказанную с 1 января 2013 года.
2.17. Изучить вопрос по внесению изменений в положения, регулируемые письмом Федерального фонда ОМС от 15 марта 2011 г. № 1257/30-4/и «О реализации приказа ФОМС от 1 декабря 2010 г. № 230» по вынесению штрафных санкций, неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи за счёт средств ОМС: установить приемлемый диапазон санкций и штрафов, разграничить тариф на несколько частей: ведение медицинской документации, оказание медпомощи, лекарственное обеспечение и т.п. и, в зависимости от конкретного нарушения снимать штрафы именно с определённой части тарифа;
2.18. Изучить возможность:
- внесения изменений в расчёт норматива подушевого финансирования скорой медицинской помощи с 1 января 2014 г.;
- изменения показателя расчёта средней заработной платы работников здравоохранения на штатную должность, а не на физическое лицо;
- введения гарантированного базового оклада по профессионально-квалификационным группам работников, занятие должностей которых не требует профессионального образования, не ниже минимального размера оплаты труда;
- использования средств по смете доходов и расходов медицинских организаций, согласно заключённым коллективным договорам и соглашениям за счёт средств бюджета автономного округа.
2.19. Изучить вопрос по внесению изменений в механизм, регулирующий финансирование медицинских организаций напрямую через фонды обязательного медицинского страхования (исключив из схемы финансирования медицинских организаций звено «страховая медицинская организация»);
2.20. Проанализировать предложения, поступившие в адрес Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения, организаций профсоюзов работников здравоохранения муниципальных образований автономного округа, Регионального общественного движения инвалидов – колясочников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (прилагаются на 20 листах).
3. Рекомендовать Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры):
3.1. Изучить возможность внесения изменений в приказ Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 марта 2011 года №3-нп «О порядке определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, для граждан и юридических лиц» в части увеличения платы за оказание медицинских услуг (выполнение работ) государственными бюджетными учреждениями, с учётом рентабельности учреждений;
3.2. Изучить возможность выработки нормативно-правового механизма взаимодействия с муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части оказания качественной медицинской помощи населению муниципальных образований автономного округа по вопросу предоставления жилья для работников сферы здравоохранения, в том числе «узких» специалистов.
3.3. Провести рабочее совещание по вопросу перехода с 1 января 2014 года медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения в государственную собственность Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и изучить возможность приобретения в государственную собственность помещений на первых этажах в строящихся жилых домах с целью размещения в них поликлиник и других медицинских организаций системы здравоохранения Югры.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) изучить возможность выработки нормативно-правового механизма взаимодействия в части оказания качественной медицинской помощи населению муниципальных образований автономного округа по вопросу предоставления жилья для работников сферы здравоохранения, в том числе «узких» специалистов.
Председательствующий
Н.Л. Западнова