РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам проведения депутатских слушаний на тему «О решении
проблем сноса ветхого жилья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
и переселения граждан, проживающих в непригодных для
проживания помещениях, включая граждан, проживающих в балках»
Председательствующий: заместитель Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.И. Сальников.
Приглашённые по обсуждаемым вопросам (список прилагается).
1. Принять информацию к сведению и отметить, что проблема ликвидации непригодного и аварийного жилья на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была и продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем и задач в сфере улучшения качества жизни населения автономного округа.
2. Рекомендовать Правительству Ханты-Мансийского автономно-го округа – Югры:
2.1. рассмотреть возможность внесения изменений:
2.1.1. в формулу расчета объема финансирования направляемого на проектирование и строительство инженерных сетей, включив в нее коэффициент обеспеченности населенных пунктов автономного округа данными сооружениями и их потребности в сносе непригодного для проживания жилья;
2.1.2 в формулу расчета объема финансирования направляемого на реализацию мероприятий по переселению граждан, проживающих в непригодных для проживания жилых домах и помещениях, приспособленных для проживания (балках), путем включения в нее данных о потребности муниципального образования в ликвидации жилого фонда, признанного непригодным для проживания, а также помещениях, приспособленных для проживания (балках);
2.1.3. в Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 2 июля 2012 г. № 233-п «О Порядке предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на софинансирование адресных программ муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (городских округов и муниципальных районов) по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений», изложив п. 14 в следующей редакции: «Размер субсидии из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований рассчитывается с учетом средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на момент приобретения жилья (на текущий квартал).
2.1.4. в Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.03.2013г. №15-нп «Об утверждении нормативов (показателей) средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на второй квартал 2013 года», в части увеличения (корректировки) данного показателя, с учетом удалённости муниципального образования от транспортных (железнодорожных) развязок;
2.1.5. в Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 ноября 2010 года № 285-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Содействие развитию жилищного строительства на 2011–2013 годы и на период до 2015 года» в части:
2.1.5.1. предоставления муниципальным образованиям права использования выделяемых средств не только на приобретение, но и на строительство жилья при условии, что стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения не превышает средней рыночной стоимости, утверждённой Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
2.1.5.2. совершенствования механизма компенсации затрат застройщиков на переселение граждан, проживающих в непригодных для проживания жилых домах и помещениях, приспособленных для проживания (балках), расположенных на земельном участке предоставленном для развития застроенной территории;
2.1.5.3. снижения стоимости квадратного метра, применяемой для приобретения квартир у застройщиков в рамках реализации программ переселения из ветхого и фенольного жилья через механизм размещения муниципального заказа и предоставления застройщикам компенсации части затрат на подключение инженерных сетей под гарантии фиксированной цены квадратного метра.
2.2. Изучить возможность снижения степени строительной готовности объекта с 70% до 30% от предусмотренной проектной документацией с целью возможности софинансирования из бюджета автономного округа.
2.3. Рассмотреть вопрос пропорционального распределения денежных средств между муниципальными образованиями в зависимости от количества непригодного жилья, как основного критерия отбора.
2.4. Изучить вопрос о целесообразности создания окружной целевой адресной программы (подпрограммы) по ликвидации жилого фонда с неблагоприятными экологическими характеристиками, с выделением в отдельную категорию домов, с превышением предельно допустимого уровня содержания токсичных веществ.
2.5. Рассмотреть возможность разработки Концепции развития жилищного строительства, предусматривающей укрупнение сельских поселений автономного округа путем создания благоприятных условий для переселения граждан с других территорий.
2.6. Предусмотреть возможность введения «ценза оседлости» на право получения отдельных форм государственной поддержки по улучшению жилищных условий граждан автономного округа.
2.7. Рассмотреть варианты предоставления мер государственной поддержки гражданам, проживающим на территории автономного округа, нуждающимся в улучшении жилищных условий при приобретении (строительстве) ими жилых помещений на юге Тюменской области, а также на территории других субъектов Российской Федерации.
2.8. Изучить возможность предоставления мер поддержки участникам целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011–2013 годы и на период до 2015 года» категории «балочники», путем создания дачных потребительских кооперативов.
2.9. Предусмотреть разработку порядка финансирования расходов на сносу жилых домов (бараков и многоквартирных балков), находящихся на территории жилых городков, подлежащих ликвидации в рамках адресных программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений.
2.10. Рассмотреть возможность нормативного правового регулирования процедуры приобретения недвижимого имущества в муниципальную собственность без размещения муниципального заказа.
2.11. Предоставить информацию:
2.11.1. по информированию населения автономного округа о возможных правовых механизмах предоставления земельных участков, с находящимися на них жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве их собственности, а также механизмах предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, включая льготное предоставление, согласно статье 7.4. Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре&raquraquo;;
2.11.2. по реализации программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере решения жилищных проблем населения, включая предоставление земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, с учетом существующих тенденций в данной сфере за последние 5-7 лет для совершенствования механизма реализации жилищных программ.
2.12. Рассмотреть возможность предоставления льготного ипотечного кредита гражданам, приобретающим на территории автономного округа жилое помещение, стоимость квадратного метра которого не превышает средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
2.13. Рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования мероприятий по сносу и расселению балков, ветхого и непригодного для проживания жилья, а также увеличения объемов финансовых средств, направляемых на проектирование и строительство инженерных сетей в муниципальных образованиях автономного округа с целью уменьшения себестоимости вводимого жилья.
2.14. Рассмотреть возможность финансирования объекта «ЦТП 36 с инженерными сетями п.г.т. Федоровский Сургутского района» в рамках окружной целевой программы «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года»raquo; в 2013 году.
2.15. Рассмотреть возможность направления не менее 50%, при поступлении дополнительных доходов в бюджет автономного округа в 2013 году, на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
2.16. Рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона "О внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" в части увеличения максимального срока действия договора коммерческого найма с пяти до пятидесяти лет, с целью обеспечения защиты жилищных прав граждан, выселяемых из ветхого, непригодного жилья, строений приспособленных для проживания (балках) на условиях предоставления им жилых помещений по договорам коммерческого найма.
2.17. Рассмотреть возможность выделения средств на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, расположенных на территориях массовой застройки и предоставляемых для индивидуального жилищного строительства гражданам, выселяемым из ветхого, непригодного жилья, строений приспособленных для проживания (балках).
3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
3.1.Изучить возможность льготного предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство гражданам, проживающим в приспособленных для проживания строениях, находящихся на территории, подпадающей под жилую застройку, при наличии земель в муниципальном образований, предусмотренных на эти цели.
3.2. Направить в адрес Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предложения по формированию нормативов (показателей) средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с целью их корректировки с учетом территориальных особенностей муниципального образования.
3.3. Рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования мероприятий по сносу и расселению балков, ветхого и непригодного для проживания жилья, а также увеличения объемов финансовых средств, направляемых на проектирование и строительство инженерных сетей в муниципальных образованиях автономного округа с целью уменьшения себестоимости вводимого жилья.
3.4. Предусмотреть порядок финансирования расходов на сносу жилых домов (бараков и многоквартирных балков), находящихся на территории жилых городков, подлежащих ликвидации в рамках адресных программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений.
Председательствующий
А.И. Сальников