09.04.2024
Вопрос
О компенсации расходов проезда к месту использования отпуска и обратно без отметки в паспорте пограничного контроля.
В соответствии с п. 15 Постановления Думы ХМАО - Югры от 29.11.2023 N 951 "Об утверждении официального толкования отдельных норм Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", при использовании отпуска за пределами территории Российской Федерации для компенсации расходов работником также представляется копия паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего его личность за пределами территории Российской Федерации (далее - заграничный паспорт) (при предъявлении оригинала), с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.
В тоже время международный аэропорт Шереметьево в целях пограничного контроля использует автоматизированную систему паспортного контроля (АСПК) «Сапсан».
Система предназначена для осуществления полностью автоматического паспортного контроля пассажиров, следующих через государственную границу РФ, в том числе для осуществления верификации биометрической информации, хранящейся в паспорте с биометрическими данными владельца Таким образом при использовании отпуска за пределами РФ пересечение границы осуществляется в том числе с использованием автоматизированной системы, и отметка в паспорте о пресечении границы не проставляется.
Прошу разъяснить вправе ли работник бюджетного учреждения ХМАО-Югры обратиться за компенсацией расходов проезда к месту использования отпуска и обратно («льготный отпуск»), предоставив все, подтверждающие пребывание за пределами территории РФ, документы, за исключением паспорта с отметкой пограничного контроля.
Ответ:
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, территориальном фонде обязательного медицинского страхования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" лица, работающие в государственных органах и государственных учреждениях
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, фонде обязательного медицинского страхования, расположенных на территории автономного округа, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Официальное толкование отдельных норм Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" утверждено постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 ноября 2023 года № 951 (далее – Официальное толкование).
В соответствии с пунктом 15 раздела I Официального толкования при использовании отпуска за пределами территории Российской Федерации для компенсации расходов работником также представляется копия паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего его личность за пределами территории Российской Федерации (далее также – заграничный паспорт) (при предъявлении оригинала), с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года
№ 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" установлено, что пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска через государственную границу и заключается в признании законности пересечения государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации. Основанием для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15 августа 1996 года
№ 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации в случае использования отпуска за пределами территории Российской Федерации освобождаются от налога на доходы физических лиц компенсационные выплаты, связанные с оплатой стоимости проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанные от места отправления до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Согласно информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте аэропорта Шереметьево (https://www.svo.aero/ru/passengers/airport-control/border-control),
с 24 июля 2021 года на территории пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Москва (Шереметьево) функционируют автоматизированные системы паспортного контроля "САПСАН". В настоящее время указанной функцией имеют право пользоваться совершеннолетние граждане Российской Федерации – владельцы действительных заграничных паспортов Российской Федерации от 75 серии и выше. После прохождения процедуры пограничного контроля в автоматизированной кабине паспортного контроля и при необходимости простановки отметки пограничных органов пассажир может обратиться к должностному лицу подразделения пограничного контроля отряда, расположенного за указанными кабинами.
Таким образом, при проведении отпуска за пределами территории Российской Федерации отметка в заграничном паспорте необходима для расчета стоимости авиаперелета от международного аэропорта, в котором расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, до пересечения государственной границы Российской Федерации и суммы налога на доходы физических лиц, которым облагается стоимость вышеуказанного авиаперелета.
Кроме того, необходимо отметить, что в отдельных случаях международный аэропорт, из которого осуществлен вылет, и место прохождения пограничного контроля не совпадают. Например, работник совершил авиаперелет по маршруту г. Сургут – г. Анталья (Турецкая Республика) в июне 2021 года и обратно в июле 2021 года, о чем свидетельствуют маршрут-квитанции и посадочные талоны. В обоих случаях самолет совершал промежуточную посадку в г. Ростове-на-Дону, что также подтверждено посадочными талонами. Пограничный контроль в обоих случаях работник прошел в международном аэропорту г. Ростова-на-Дону, что подтверждается отметкой в заграничном паспорте.
В рассматриваемой ситуации без представления работником копии заграничного паспорта с отметкой органа пограничного контроля невозможно определить, в каком международном аэропорту – г. Сургута или
г. Ростова-на-Дону – работник проходил пограничный контроль.
Следовательно, правильно рассчитать стоимость авиаперелета, подлежащую компенсации, и в дальнейшем исходя из данной стоимости в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации рассчитать сумму налога на доходы физических лиц без представления работником копии заграничного паспорта не представляется возможным.
Обращаем Ваше внимание, что пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей" установлено, что в случае использования работником отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.
На основании изложенного при использовании отпуска за пределами
территории Российской Федерации лицо, работающее в государственном органе,
государственном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, для
компенсации расходов на оплату стоимости проезда, кроме проездных и
перевозочных документов, подтверждающих произведенные расходы, обязано
представить копию заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой
органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения
государственной границы Российской Федерации.