Авторизация
Логин
Пароль

Законы и постановленияЗаседанияКомитеты и комиссияФракции в ДумеМультимедиаДепутатыОбращения гражданМСУПротиводействие коррупцииМолодежный ПарламентПостановления ДумыТелефонный справочникНовости



              

Заседания




Информация о деятельности Комитета Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по социальной политике за 2014 год

В соответствии с Положением о Комитете по социальной политике (далее также – Комитет), утверждённым постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – Дума) от 6 апреля 2006 года № 8, Комитет осуществляет законодательную деятельность по следующим направлениям:

- социальная защита населения;

- здравоохранение;

- образование и наука;

- физическая культура и спорт;

- вопросы семьи и молодёжи;

- вопросы культурного наследия;

- жилищная политика;

- пенсионное обеспечение;

- вопросы труда и занятости населения;

- иные направления деятельности, отнесённые к его ведению Думой автономного округа.

За 2014 год Комитетом Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по социальной политике проведено 10 заседаний, включая участие в 1 совместном заседании комитетов Думы автономного округа, на котором был заслушан и рекомендован к принятию в первом чтении проект Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

В ходе проведенных заседаний рассмотрено 68 вопросов.

Всего с начала 2014 года на заседаниях Комитета рассмотрено и рекомендовано принять 77 проектов постановлений Думы автономного округа, в том числе:

«О плане работы Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 год»;

«Об отчёте об итогах деятельности Молодёжной палаты (Молодёжного парламента) при Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2013 год»;

«Об утверждении наказа избирателей депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»;

«Об информации об исполнении в 2013 году Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

«Об информации об исполнении в 2013 году Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

«О проекте плана работы Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2015 год» и другие.

Всего за отчётный период членами Комитета рассмотрено 37 проектов законов автономного округа, в том числе 8 базовых законов и 29 законов о внесении изменений в законы Югры.

Основными законопроектами, рассмотренными на заседаниях Комитета, в 2014 году являлись:

«О внесении изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Законом внесены уточнения в методику расчёта определения объёма субвенции, предоставляемой местным бюджетам из бюджета автономного округа для осуществления переданных отдельных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей.

В объём вышеуказанной субвенции включены виды расходов на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе в этнической среде.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Законом внесены следующие изменения:

- отдельные виды мер социальной поддержки для семей, имеющих детей, будут назначаться гражданам, постоянно проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (за исключением ежемесячного пособия на ребёнка (детей) и социального пособия на детей, потерявших кормильца). Изменение вносится на основании вступления в силу Федерального закона от 21.12.2013 №376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части регистрационного учета граждан по месту жительства в пределах Российской Федерации;

- конкретизированы условия предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет лицам, подлежащим обязательному страхованию на период временной нетрудоспособности и в связи с материнством, – нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком, в отношении которого возникло право на назначение ежемесячного пособия, возраста трёх лет;

- уточняется понятие многодетной семьи, в части совместного проживания детей и родителей (родителя), в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»; - нормы Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» приведены в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статьи 2. 2.11.1 Закона (исключается формулировка «специальная общеобразовательная организация») и Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статьи 3, 4 Закона (заменяются формулировки «лекарственные средства» и «учреждения системы здравоохранения»).

«О внесении изменений в статью 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Законом уточнены категории граждан, имеющих право на заселение в социальные квартиры, специальные дома для одиноких престарелых граждан специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с действующим законодательством.

Указывается исчерпывающий перечень оснований для заселения одиноких граждан пожилого возраста и супружеских пар из их числа, в зависимости от возраста и пола. Ранее действующая формулировка «гражданам, отнесенным в соответствии с законодательством к числу граждан, нуждающихся в социальной защите» изложена в соответствии с законодательством.

Во избежание неоднозначного толкования понятия «гражданин, частично утративший трудоспособность» заменено понятием «инвалид».

Законом предусмотрено, что одиноким инвалидам предоставляются жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения по достижении мужчинами возраста 55 лет, женщинами – 50 лет. Супружеским парам, в которых оба супруга являются инвалидами, указанные жилые помещения могут предоставляться по достижении данного возраста каждым из супругов.

Также Законом устанавливается право на социальное обслуживание граждан пожилого возраста: женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Закон направлен на приведение Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации с учётом изменений, внесённых в него Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом устанавливается срок принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме – в течение шести месяцев со дня официального опубликования программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Срок возникновения у собственников помещений обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт – восемь календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована указанная программа. Закон также дополняется нормами о предоставлении собственникам помещений многоквартирных домов сведений об уплаченных взносах, суммах накоплений за счёт указанных вносов и использования сформированных фондов. Правительство автономного округа наделяется полномочиями по установлению порядка контроля за целевым расходованием денежных средств на капитальный ремонт, обеспечением их сохранности и утверждению порядка проведения и условий конкурса по выбору российской кредитной организации, в которой будут открыты счета югорского оператора.

Дополнительно Законом предусмотрены положения, согласно которым в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, не включаются дома, физический износ которых превышает семьдесят процентов и (или) совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту которых превышает стоимость, установленную в автономном округе, а также дома, имеющие менее трёх квартир.

«О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Законом внесены изменения в следующие законы:

- «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» устанавливается, что обеспечение питанием обучающихся в государственных образовательных организациях за счёт бюджета автономного округа осуществляется по нормам и нормативам, установленным Правительством автономного округа, обучающихся за счёт ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления муниципальных образований. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование в государственных организациях и не проживающие в указанных организациях, обеспечиваются за счёт бюджета автономного округа двухразовым питанием по нормативам, установленным Правительством автономного округа.

Кроме того: для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях на основании заключения медицинской организации и письменного обращения их родителей (законных представителей).

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) в части организации такого обучения определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа в сфере образования;

- «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование, прав инвалидов на образование и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В данный Закон внесены аналогичные изменения, касающиеся организации обучения детей-инвалидов на дому или в медицинских организациях, а также, соответственно, устанавливается уполномоченный орган автономного округа, определяющий в этом вопросе порядок оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Законом установлены новые полномочия органов государственной власти автономного округа в сфере охраны здоровья граждан: установление порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу и порядка бесплатного обеспечения лекарственными препаратами для лечения ВИЧ-инфекции и туберкулеза в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти автономного округа.

Также полномочия органов государственной власти автономного округа дополнены полномочиями по организации проведения медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований в медицинских организациях автономного округа и по организации обеспечения граждан наряду с лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Законом уточняются отдельные действующие полномочия Правительства автономного округа в части продления на 2014 год единовременных компенсационных выплат: в размере одного миллиона рублей медицинским работникам, имеющим высшее профессиональное образование и прибывшим на работу в сельские населённые пункты и в посёлки городского типа с численностью населения до 5 тысяч человек; в размере пятисот тысяч рублей – выпускникам образовательных учреждений среднего профессионального образования независимо от возраста – заведующим, фельдшерам (акушеркам) фельдшерско-акушерских пунктов, прибывшим на работу в сельские населенные пункты.

Необходимо отметить: Законом автономного округа от 7 ноября 2013 года № 109-оз были сняты ограничения по возрасту (до 35 лет) и указанные компенсации установлены дополнительно к федеральным выплатам и осуществляются из бюджета автономного округа.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

В связи с изменениями в федеральном законодательстве Законом Окружная и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних наделены дополнительными полномочиями по утверждению межведомственных программ и координации проведения индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении.

Также согласно принятым изменениям Окружная комиссия вправе осуществлять мониторинг деятельности органов и учреждений системы профилактики и принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации.

Кроме того, муниципальные комиссии наделяются дополнительными полномочиями: по подготовке совместно с соответствующими органами и учреждениями представляемых в суд материалов по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам; обращению в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу или морального вреда; рассмотрению материалов о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принятию решения о применении к ним мер воспитательного воздействия.

Также муниципальные комиссии могут вносить в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления: о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, прекращении пребывания, о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение, о восстановлении срока пребывания в случае самовольного ухода несовершеннолетнего из указанного учреждения. Кроме того, принятыми изменениями уточняется состав территориальной комиссии по делам несовершеннолетних.

«О внесении изменения в статью 3.3 Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Законом исключено положение, ограничивающее гражданские права Уполномоченного по правам ребёнка в автономном округе в части возможности быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, в связи с тем, что ограничение права на вступление в политические партии, либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации только федеральным конституционными и федеральными законами.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приёмных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Законом внесены изменения в части совершенствования методики расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Конкретизированы показатели, используемые для расчета годового объема средств на реализацию данного полномочия органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Так, в качестве размера общей площади предоставляемого жилого помещения специализированного жилищного фонда установлено применение социальной нормы на одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв. метров. Также для расчета средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения установлено использование норматива, утвержденного Региональной службой по тарифам автономного округа на третий квартал текущего финансового года для жилых помещений в капитальном исполнении в соответствующем муниципальном образовании.

Кроме того, внесенными изменениями утверждена норма, согласно которой при расчете численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также иных лиц, имеющих право на предоставление жилья, следует учитывать граждан:

включенных в список, но не реализовавших право на получение жилых помещений до начала очередного финансового года либо при возникновении такого права в очередном финансовом году;

подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании вступивших в законную силу судебных решений.

Законом предусмотрено установить переходный период (до 1 января 2016 года), позволяющий органам местного самоуправления в случаях, если общая площадь жилого помещения в силу его конструктивных особенностей превышает норму (33 кв. метра), приобретать (строить) жилые помещения общей площадью 40 кв. метров, а с 1 января 2016 года – не более 36 кв. метров.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Изменения внесены в статью 2 действующего Закона автономного округа в части отнесения к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, имеющим право на дополнительные меры социальной поддержки, лиц, привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Законом определено, что при возникновении права на Югорский семейный капитал не учитываются дети, в отношении которых их родители были ограничены судом в родительских правах.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Закон принят в связи с прекращением действия целевых программ автономного округа и направлен на систематизацию законодательства автономного округа.

Кроме того, с учётом принятой государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах», Законом уточняется перечень категорий граждан, на которых направлено действие указанной государственной программы.

В статье 7.2.1 исключены нормы о том, что государственная поддержка категории граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с целевой программой улучшения жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждённой Правительством автономного округа, поскольку порядок предоставления им поддержки установлен отдельным нормативным правовым актом, не входящим в состав государственной (ранее – целевой) программы.

В связи с утратой силы целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2010 года № 368-п, включающий в свой состав подпрограмму «Ипотечное жилищное кредитование», Законом исключены из статьи 7.3 нормы о праве на одновременное участие в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года категорий граждан, поименованных в данной статье.

«О внесении изменений в статью 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Законом из полномочий Правительства автономного округа, согласно изменениям федерального законодательства, исключена организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Кроме того, организация проведения на территории автономного округа в установленном порядке обучения по охране труда работников, заменена на координацию проведения обучения по охране труда работников.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями по организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей и по обеспечению методического руководства работой служб охраны труда в организациях».

Изменениями, внесёнными в федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений с правом передачи, указанных полномочий на уровень муниципальных образований.

Законом, используя данное право, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа наделяются на неопределенный срок государственными полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Передача полномочий на местный уровень позволит сохранить сложившуюся в автономном округе систему регистрации коллективных договоров и соглашений, а также закрепить положительный опыт работы и обеспечить доступность работодателей на получение соответствующей государственной услуги по месту регистрации организации.

Общий объём субвенций, передаваемых органам местного самоуправления на реализацию отдельных государственных полномочий, в 2015 году составит 61 560 797 рублей, в том числе дополнительные расходы бюджета автономного округа составят 4 337 680 рублей.

«О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Законом приняты изменения в следующие Законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» в части изменения в заголовке и по тексту Закона слов «финансируемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на слова «государственные органы и государственные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 декабря 2004 года № 77-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» заголовок и преамбула которого дополнены словами «иных организаций, и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций» и абзац второй статьи 3 изложен в новой редакции, предусматривающей условия оплаты труда руководителей государственных учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии со статьей 145 Трудового кодекса РФ.

«О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Законом определяются полномочия Думы и Правительства автономного округа в сфере социального обслуживания граждан.

Кроме того, Законом установлено, что осуществление отдельных полномочий Правительства автономного округа в сфере социального обслуживания граждан может быть возложено полностью или частично на исполнительные органы государственной власти автономного округа, за исключением осуществления полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О государственной поддержке граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Закон принят во исполнение перечня поручений Президента РФ от 18 октября 2012 года № ПР-2820 по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве и с учетом приказа Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 года № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

Законом сфера применения действующего Закона распространяется на все категории граждан РФ, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории автономного округа (в предыдущей редакции – она распространялась только на участников долевого строительства многоквартирных домов).

К мерам государственной поддержки пострадавших граждан относятся:

- предоставление гражданину компенсации части процентной ставки;

- реализация мероприятий, направленных на завершение строительства многоквартирного дома;

- оказание информационной и юридической помощи пострадавшим гражданам.

Следует отметить, что в принятом Законе исключается возможность предоставления гражданину компенсации части стоимости объекта договора участия в долевом строительстве.

«Об установлении величины прожиточного минимума детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в целях определения ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей на 2015 год».

В соответствии с законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, величина прожиточного минимума детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в целях определения ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего или последующих детей на 2014 год была установлена в размере 10 601 рублей.

Законом вышеуказанная выплата в автономном округе на 2015 год установлена в размере 11 354 рублей, что на 7,1% выше показателя 2014 года.

«Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2015 год».

В соответствии с законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, величина прожиточного минимума пенсионера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2014 год была установлена в размере 8 985 рублей.

Законом вышеуказанная выплата в автономном округе на 2015 год установлена в размере 9 566 рублей, что на 6,5% выше показателя 2014 года.

«Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Закон принят с целью реализации на территории автономного округа Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части установления предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Согласно статье 31 указанного Закона социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

- несовершеннолетним детям;

- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

- другим получателям социальных услуг, если на дату обращения их среднедушевой доход ниже предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (далее также – предельная величина среднедушевого дохода), установленной законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Величина прожиточного минимума во втором квартале 2014 года в Югре установлена в следующих размерах:

- на душу населения – 11 501 рубль;

- для трудоспособного населения – 12 292 рубля;

- для пенсионеров – 9 340 рублей;

- для детей – 11 118 рублей.

Таким образом, согласно Закону предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно составит, например, для трудоспособного населения – 18 438 рублей, для пенсионеров – 14 010 рублей.

При ежеквартальном изменении величины прожиточного минимума будут соответственно корректироваться и указанные суммы.

«О внесении изменения в статью 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству».

Законом в статью 5 внесены изменения в части включения в перечень расходов (оплата труда специалистов, включая начисления на оплату труда, услуг связи, аренды, текущего содержания и ремонта имущества, гражданско-правовых договоров на выполнение работ и оказание услуг, командировочных расходов, курсов повышения квалификации специалистов, на приобретение и содержание транспортных средств, мебели, оргтехники, инвентаря, средств связи, материальных запасов) дополнительных гарантий специалистов органов опеки и попечительства, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а именно расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно согласно действующему законодательству.

«О внесении изменений в статью 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Законом уточняются полномочия Правительства автономного округа, касающиеся:

- утверждения типовых требований к одежде обучающихся в государственных и муниципальных организациях общего образования (уточнение редакции);

- установление случаев и порядка обеспечения одеждой, обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета автономного округа (дополнительные полномочия);

- установления случаев и порядка обеспечения форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), обучающихся за счет средств бюджета автономного округа (дополнительные полномочия).

«О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Бюджет Фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сбалансирован по доходам и расходам.

Бюджетом Фонда предусматривается ежегодное наращивание средств обязательного медицинского страхования, направляемых на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения. Рост доходов и расходов бюджета Фонда запланирован на 2015 год к 2014 году (уточненному бюджету) – 5,5%, на 2016 к 2015 году – 13,9%, на 2017 к 2016 году – 14,6%.

Общий объем доходов бюджета Фонда планируется в 2015 году в размере 39 449 344,3 тыс. рублей, в 2016 году – 44 922 117,9 тыс. рублей, в 2017 году – 51 482 662,7 тыс. рублей.

В составе бюджета Фонда на 2015 год установлены:

- нормированный страховой запас в сумме 3 287 445,4 тыс. рублей, формируемый в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования;

- норматив на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию на 2015 год для страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в автономном округе, в размере 1,00 процента.

«Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Закон принят в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и утверждает перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в автономном округе.

Перечень включает в себя следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и признании утратившим силу Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О мерах социальной поддержки социальных работников государственной системы социальных служб в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Закон включает отдельные актуальные нормы Закона автономного округа «О мерах социальной поддержки социальных работников государственной системы социальных служб в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в Закон автономного округа «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Так, Закон сохраняет установленную меру социальной поддержки по выплате единовременного денежного пособия членам семьи социального работника в случае его гибели (смерти) при исполнении служебных обязанностей в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством автономного округа. Средний размер такой выплаты составляет 1 694,9 тысяч рублей, что соответствует 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы социального работника, с учетом целевого показателя, установленного в региональной «дорожной карте».

Также указанный Закон дополнен нормами, согласно которым работник организации социального обслуживания автономного округа имеет право на бесплатное обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем в соответствии с перечнем и нормами, утверждаемыми Правительством автономного округа.

Законом определяется, что работнику организации социального обслуживания автономного округа, оказывающему социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, выдается служебное удостоверение, являющееся документом, подтверждающим личность и полномочия работника. Описание, единый образец бланка, порядок оформления и выдачи удостоверения работника организации социального обслуживания автономного округа утверждаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Закон вступил в силу с 1 января 2015 года, Закон автономного округа от 9 июня 2005 года № 47-оз «О мерах социальной поддержки социальных работников государственной системы социальных служб в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» признан утратившим силу.

«О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Закон принят в целях приведения нормативных правовых актов автономного округа в соответствие с федеральным законодательством, а также нормативно-правовыми актами автономного округа и регулирует отдельные вопросы обеспечения питанием обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории автономного округа.

Законом внесены изменения в следующие законы:

«О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Новой редакцией статьи 2.14 установлено, что обучающимся в муниципальных общеобразовательных организациях, государственных общеобразовательных организациях, частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, государственных профессиональных образовательных организациях и частных профессиональных образовательных организациях, находящихся на территории автономного округа, за счет ассигнований бюджета автономного округа оказывается социальная поддержка в виде предоставления питания в учебное время в случаях и порядках, установленных законами автономного округа. Пунктами 2 и 3 данной статьи, в зависимости от того за счет какого уровня бюджетных ассигнований осуществляется решение вопросов обеспечения питания обучающихся, определяется орган в компетенции которого входит данное регулирование.

«О социальной поддержке отдельных категорий обучающихся в государственных образовательных организациях и частных профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Дополнен пунктом 2.1, в соответствии с которым отдельные категории обучающихся, имеющих право на социальную поддержку в виде обеспечения питанием в учебное время, дополнены категорией обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

«Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Статья 6 данного Закона изложена в редакции, аналогично изложенной в новой редакции статьи 2.14 действующего Закона «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

«О социальной поддержке обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций и частных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Закон дополнен нормами, закрепляющими, что обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организаций и частных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, предоставляются завтраки и обеды в учебное время по месту нахождения общеобразовательной организации.

Кроме того, в связи с добавлением данной категории обучающихся Законом внесены изменения в методику расчета субвенций, предоставляемых на эти цели бюджетам муниципальных образований из бюджета автономного округа.

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере образования и о субвенциях местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

В 2014 году норматив по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования учитывал только ставки работников, непосредственно связанных с предоставлением образовательной услуги дошкольного образования (педагогические работники).

В соответствии с Методическими рекомендациями, указанными в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.14 № 08-1002, и согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования за счет регионального бюджета должна быть обеспечена оплата труда всех работников дошкольных организаций.

Законом, в соответствии с федеральным законодательством, учитываются в расчете норматива на 2015-2017 годы удельные ставки иных категорий работников (руководители, прочие специалисты, служащие, обслуживающий персонал), расходы на оплату труда которых осуществлялись из местных бюджетов (за исключением работников, занятых на содержании имущества и предоставлении коммунальных услуг).

«О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Закон принят в связи с необходимостью приведения положений законодательства автономного округа в соответствие с федеральным законодательством в связи со вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельный законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» а также Федерального закона от 21 июля 2014 года № 224-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В Закон автономного округа внесены положения устанавливающие:

порядок определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

порядок установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

К полномочиям Правительства автономного округа в области жилищных отношений с принятием Закона относится:

установление порядка учета заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в наемном доме, или являющихся наемными домами социального использования жилых домов, находящихся в собственности автономного округа;

установление порядка учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, принятия на этот учет, отказа в принятии на него, снятия с него;

установление случаев, когда граждане могут подать заявления о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не по месту их жительства;

установление порядка учета наемных домов социального использования и земельных участков, предоставленных или предназначенных для их строительства;

установление порядка управления наемными домами, все помещения в которых находятся в собственности автономного округа, и являющимися наемными домами и находящимися в собственности автономного округа жилыми домами;

определение размера платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования государственного жилищного фонда автономного округа;

определение максимального размера платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования дифференцированно для муниципальных образований;

утверждение перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.

«О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Законом внесены изменения в следующие Законы автономного округа:

Закон автономного округа от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее также – Закон № 45-оз)

Законом внесена в статью 2 Закона № 45-оз норма, согласно которой предоставление гражданам отдельных мер социальной поддержки ограничено следующими критериями нуждаемости:

1) наличие низкого среднедушевого дохода для получателей:

- ежемесячного пособия на детей;

- единовременного пособия при поступлении ребенка (детей) в первый класс общеобразовательной организации;

- единовременного пособия для подготовки ребенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года;

- ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего или последующих детей;

2) отсутствие возможности трудовой занятости в связи с необходимостью ухода за ребенком для получателей ежемесячной выплаты по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет;

3) преобладание в составе семьи несовершеннолетних иждивенцев для получателей:

- ежемесячного пособия многодетным семьям;

- единовременного пособия для подготовки ребенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года;

4) возникновение единовременных потребностей и создание условий жизни семьи, связанных с рождением ребенка, получателям единовременных пособий:

- при рождении второго ребенка;

- при одновременном рождении двух и более детей;

- при рождении третьего и последующих детей;

- при рождении первого ребенка в течение 2-х лет со дня регистрации брака родителями;

- при рождении ребенка (детей) лицами из числа коренных малочисленных народов Севера;

5) потребность в получении питания в период учебного процесса.

Условие постоянного проживания на территории автономного округа не менее 10 лет одного из родителей, являющегося гражданином Российской Федерации, применяется для всех видов единовременных пособий (за исключением пособия при рождении ребенка (детей) лицами из числа коренных малочисленных народов Севера), а также для ежемесячных выплат:

- по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет;

- семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей.

Кроме того, Законом уточняется, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет (статья 2.3) назначается гражданам не только при необеспеченности ребенка местом в государственной или муниципальной организации дошкольного образования, но и при отсутствии факта отказа родителей (законных представителей) от выделенного ребенку места в детском саду. Законом также определено, что к числу необеспеченных местами в детских садах относятся дети, которые находятся в очереди на их получение по месту жительства.

Указанное пособие с 1 января 2016 года будет предоставляться только тем семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в автономном округе.

Закон автономного округа от 24 декабря 2007 года № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее также – Закон № 197-оз).

Законом для получения гражданами предусмотренных Законом № 197-оз дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации, для выхода семьи (гражданина) на самообеспечение, установлено условие постоянного проживания на территории автономного округа не менее 10 лет.

При этом в случае чрезвычайных ситуаций данные меры социальной помощи будут предоставляться независимо от указанного условия.

Закон автономного округа от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее также – Закон № 115-оз)

Закон дополнен статьей 4.1 Закон № 115-оз, в которой определены следующие критерии нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки:

1) устойчивое снижение физической активности в связи с преклонным возрастом и медицинские показания – при предоставлении услуг по оздоровлению на базе организаций социального обслуживания автономного округа в порядке, установленном уполномоченным Правительством автономного округа исполнительным органом государственной власти автономного округа, следующим гражданам:

- неработающим труженикам тыла;

- неработающим реабилитированным лицам; гражданам, пострадавшим от политических репрессий;

- неработающим ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) – один раз в три года;

- неработающим ветеранам труда автономного округа (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) – один раз в три года.

Кроме того, при наличии медицинских показаний указанным категориям граждан предоставляются услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в медицинских учреждениях по месту жительства;

2) устойчивая утрата функций организма – для бесплатного обеспечения отдельных категорий инвалидов техническими средствами реабилитации, их ремонта в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации;

3) потеря кормильца – для предоставления меры социальной поддержки родителям военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (военных обязанностей) по призыву, по контракту.

Также, в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» полномочия по организации санаторно-курортного лечения возложены на медицинские организации, Законом обеспечение санаторно-курортными путевками неработающих граждан, являющихся тружениками тыла, реабилитированными лицами, пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда через организации социального обслуживания населения исключены.

Согласно изменениям в действующем Законе сохранится предоставление услуг по оздоровлению только на базе организаций социального обслуживания автономного округа, данные услуги включают в себя профилактику (предупреждение) заболеваний, продление активного долголетия, восстановление здоровья после перенесенных болезней или при ухудшении здоровья с возрастом (статья 5).

Таким образом, с 1 января 2015 года обеспечение граждан автономного округа льготным санаторно-курортным лечением осуществляется органами здравоохранения.

Статья 16 Закона № 115-оз дополнена нормой, согласно которой собственникам жилых помещений в многоквартирном доме мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется с учетом взноса на капитальный ремонт.

Действующий Закон дополнен статьей 16.2, в соответствии с которой перечень государственных медицинских организаций, предоставляющих меру социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, устанавливается уполномоченным органом государственной власти автономного округа.

Для получения меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов следующим категориям граждан Законом определено условие проживания в автономном округе не менее 10 лет:

- инвалидам I, II, III групп;

- неработающим одиноким пенсионерам (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), не относящимся к льготным категориям;

- пенсионерам, проживающим в семьях, состоящим из неработающих пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), один из которых либо оба не относятся к льготным категориям.

Исчисление десятилетнего срока, как условия предоставления мер социальной поддержки по всем вышеуказанным Законам, осуществляется с учетом всех периодов проживания на территории автономного округа независимо от причин его прерывания.

Закон автономного округа от 9 июня 2009 года № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Статьей 9 Закона установлена ежемесячная выплата на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях усыновителей, опекунов или попечителей (в том числе в случае предварительной (временной) опеки или попечительства), приемных семьях.

Расчет указанной выплаты производится исходя из величины прожиточного минимума для отдельных категорий граждан, устанавливаемой ежеквартально.

Для исключения постоянного пересмотра размера ежемесячной выплаты Законом установлена её фиксированная величина с учетом среднегодовой прогнозной величины прожиточного минимума в следующих размерах на одного ребенка:

1) в возрасте до 6 лет – 19 300 рублей;

2) в возрасте от 6 до 14 лет – 25 700 рублей;

3) в возрасте от 14 до 16 лет – 32 200 рублей;

4) в возрасте от 16 до 18 лет – 30 800 рублей.

Одновременно в статью 1 Закона автономного округа от 28 сентября 2012 года № 91-оз «Об индексации размеров отдельных видов дополнительных пенсий, мер социальной поддержки, помощи и иных выплат» внесены изменения, предусматривающие включение в перечень выплат, подлежащих индексации в порядке и сроки, определенные Правительством автономного округа, сумм ежемесячных выплат детям-сиротами и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в семьях усыновителей, опекунов или попечителей (в том числе в случае предварительной (временной) опеки или попечительства), приемных семьях.

Законом предусмотрено, что меры социальной поддержки, иные пособия и выплаты, назначенные гражданам в соответствии с Законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 45-оз, № 197-оз, № 115-оз до 31 декабря 2014 года подлежат предоставлению до истечения срока, на который они назначены.

В целом, стоит отметить, что к большинству законопроектов, представленных Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для рассмотрения на заседаниях Комитета имелись замечания юридико-технического характера.

В течении 2014 года в качестве законодательной инициативы внесенной Комитетом Думы автономного округа по социальной политике было рассмотрено и рекомендовано к принятию Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2 законопроекта:

1. «О внесении изменений в статью 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Закон подготовлен в связи с обращением председателя профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Нижневартовской городской организации Сениной Л.К., содержащим просьбу законодательного урегулирования вопроса выплаты денежного вознаграждения работникам государственных образовательных организаций и муниципальных образовательных организаций при прекращении ими трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости, определенной статьей 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Внесенными изменениями установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа вправе за счет средств бюджетов муниципальных образований автономного округа осуществлять выплату денежного вознаграждения работникам муниципальных образовательных организаций при прекращении ими трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости.

Кроме того, установлено, что данный Закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 года.

2. «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О наградах и почетных званиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Закон разработан в связи с неоднократными обращениями должностных лиц органов и организаций в части необходимости урегулирования вопросов внесения ходатайства и присвоения посмертно почетного звания «Почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», а также вопросов, касающихся внесения соответствующих ходатайств в отношении бывших руководителей, работников федеральных государственных органов, федеральных учреждений, органов государственной власти автономного округа, государственных учреждений автономного округа, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений автономного округа.

В дополнении стоит отметить, что в рамках законопроектной работы в отчетном периоде Комитетом проведено:

- 2 рабочих совещания (24 и 27 мая 2014 года) по доработке проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приёмных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», по итогам которых органам исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при реализации полномочий, установленных Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приёмных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в части приобретения жилья рекомендовано минимизировать возможные нормативные и организационные риски.

- 1 заседание рабочей группы (30 июня 2014 года) по вопросу нормативно-правового регулирования выполнения проектно-изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) и капитальному ремонту объектов здравоохранения, работы по которым начаты органами местного самоуправления до 31 декабря 2013 года (доработка проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.06.2012 года № 86-оз «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономного округа – Югре», внесённого в качестве законодательной инициативы Администрацией г. Сургута). В процессе заседания было предложено направить для изучения Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и администрации города Сургута предложения нормативно-правового регулирования выполнения проектно-изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) и капитальному ремонту объектов здравоохранения, работы по которым начаты органами местного самоуправления до 31 декабря 2013 года. Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 11 июля 2014 года был подготовлен и внесён в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в качестве законодательной инициативы проект закона «О проекте закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О внесении изменений в статью 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», с целью проведения заочного голосования депутатами Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

При рассмотрении Комитетом проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О внесении изменения в статью 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 февраля 2006 года № 30-оз «О социальной поддержке семей, имеющих детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях и частных общеобразовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», внесенного в качестве законодательной инициативы депутатом Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Вац А.С. по вопросу увеличения размера расходов из бюджета автономного округа на предоставление завтраков и обедов со 106 до 130 рублей в день на одного обучающегося, а также расходов на предоставление завтраков обучающимся общеобразовательных организаций, не указанных в пункте 2 статьи 1 Закона № 30-оз, с 42 до 52 рублей, членами Комитета принято решение рекомендовать Совету Думы автономного округа снять вопрос с повестки дня заседания Думы автономного округа, в связи с отрицательным заключением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также создать рабочую группу с целью изучения предложенной инициативы (ориентировочная дата проведения 20 января 2015 года).

В течение отчётного периода Комитетом рассмотрено 27 информаций, в том числе:

«Информация о деятельности Комитета Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры V созыва по социальной политике за 2013 год»;

«Об информации об исполнении в 2013 году Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

«О докладе Уполномоченного по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре «О соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2013 году»;

«Об информации Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

«Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2013 год»;

«Информация по вопросу обращений граждан Украины, переехавших из юго-восточных областей Украины в Ханты-Мансийский автономный округ – Югру». По итогам изучения сложившейся ситуации Комитетом была подготовлена «Дорожная карта» для граждан Украины, прибывших на территорию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в связи со сложной внутриполитической ситуацией на Украине;

«Об информации о реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах» за 9 месяцев 2014 года»;

«Об информации об исполнении в 2013 году Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

«Об информации о внесении изменений в государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры («Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы»);

«Об утверждении вопроса, поставленного Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от Комитета Думы автономного округа по социальной политике перед Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». В качестве вопроса в качестве вопроса, поставленного Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от Комитета Думы автономного округа по социальной политике перед Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определен вопрос «О результатах деятельности Правительства в части реализации за 2014 год Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (по вопросу предоставления земельных участков многодетным семьям и другим категориям граждан в соответствии с установленным перечнем) и государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 408-п».

За 2014 год Комитетом было подготовлено и направлено 12 протокольных поручений (рекомендаций), в том числе:

1. Рекомендовать Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

1.1. Осуществить организационно-методическое обеспечение детского отдыха в этнической среде по реализации переданных государственных полномочий в связи с внесением изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Информация предоставлена: Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разработаны методические рекомендации по реализации средств бюджета автономного округа, предоставляемых муниципальным образованиям автономного округа в виде субвенций на организацию отдыха и оздоровления детей в этнической среде.

1.2. Предоставить информацию (мониторинг) по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2013 году в разрезе муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с указанием фактической стоимости приобретённых квартир и расчётной стоимости квартир, при условии применения норматива (показателя) средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в капитальном исполнении в соответствующем муниципальном образовании Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждённого уполномоченным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 3 квартал 2012 финансового года. Информация предоставлена.

2. Рекомендовать Департаменту жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подготовить и направить в адрес Комитета Думы автономного округа по социальной политике пресс-релиз или справочник («путеводитель») по вопросу организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с учётом льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для отдельных категорий граждан. Информация предоставлена.

3. Рекомендовать Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры изучить возможность финансирования в 2014 году строительства следующих объектов: «Культурно-образовательный комплекс», п. Хулимсунт, Берёзовского района, «Средняя общеобразовательная школа на 550 мест в п.г.т. Берёзово» (объект запланирован по программе «Сотрудничество») и «Специальный дом для одиноких престарелых граждан в п.г.т. Берёзово» в рамках государственной программы, принятой Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2013г. № 542-п «Об Адресной инвестиционной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Согласно представленной информации строительство объекта «Культурно-образовательный комплекс», п. Хулимсунт, Берёзовского района обеспечено финансовыми ресурсами в полном объеме, объекты «Средняя общеобразовательная школа на 550 мест в п.г.т. Берёзово» и «Специальный дом для одиноких престарелых граждан в п.г.т. Берёзово» включены в программу «Сотрудничество» и их строительство запланировано с 2015 года.

4. Рекомендовать Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рассмотреть возможность проведения выездного совещания организационного характера с приглашением заинтересованных сторон (руководителей образовательных организаций муниципального образования, представителей общественности: Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Регионального отделения общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и родительских комитетов муниципального образования, а также депутата Думы автономного округа V созыва В.В. Антонова) по вопросу изучения сложившейся в муниципальном образовании Советский район ситуации с целью выработки компромиссного решения.

5. Рекомендовать Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ежеквартально (в срок до 10 числа следующего за отчетным периодом) направлять в адрес Комитета Думы автономного округа по социальной политике информацию о ходе строительства дошкольных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, планируемых к сдаче до 31 декабря 2015 года Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (с учетом информации, представленной подрядными организациями, муниципальными заказчиками и надзорными органами автономного округа);

6. Рекомендовать Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры провести совещание по вопросу исполнения Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», с участием представителей Департамента образования и молодежной политики автономного округа, Департамента общественных и внешних связей автономного округа, Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, депутата Гоголевой Т.С. и представителями коренных малочисленных народов Севера (носителями языка). Расширенное совещание при участии первого заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представителей БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», и выше обозначенных лиц запланировано на 1 квартал 2015 года;

7. Рекомендовать Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

- направлять ежемесячно (в срок до 10 числа следующего за отчетным периодом) в адрес Комитета Думы автономного округа по социальной политике информацию об обеспечении санаторно-курортным лечением граждан автономного округа (о ликвидации очередности), в том числе отдельных категорий граждан, предусмотренных действующей редакцией Закона автономного округа от 07.11.2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- предоставить в адрес Комитета Думы автономного округа по социальной политике нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по оказанию санаторно-курортного лечения граждан автономного округа. Необходимые документы в адрес Комитета были представлены.

В рамках деятельности Комитета в 2014 году организовано и проведено 3 круглых стола на следующие темы:

- «Организация специализированной медицинской помощи пациентам с хронической почечной недостаточностью на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», с местом проведения в г. Советский (участие приняло более 40 человек);

- «О проведении года культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в целях повышения роли культуры в обществе» (участие приняло более 40 человек);

- «Медико-социальные аспекты формирования здоровья современных детей» (участие приняло около 40 человек);

Также проведены 1 депутатские слушания на тему: «О промежуточных итогах реформирования системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (участие приняло более 100 человек).

В заседаниях круглых столов и депутатских слушаний участие приняли представители органов законодательной и исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления, учреждений, общественных организаций и объединений автономного округа.

В результате проведённых мероприятий подготовлены рекомендации, направленные в адрес Правительства автономного округа (органов исполнительной власти Югры), органов местного самоуправления.

Комплекс мероприятий, разработанный с учётом предложений участников круглых столов будет способствовать решению наиболее существенных и важных задач социальной сферы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Также Комитетом Думы автономного округа по социальной политике в 2014 году был издан сборник «Анализ законопроектов, рассмотренных комитетом Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры V созыва по социально политике за 2013 год, и новеллы федерального социального законодательства, вступившие в силу 1 января 2014 года».

Сборник направлен в адрес органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, муниципальных образований автономного округа, общественных организаций и объединений Югры.

По итогам проведенных в 2014 году мероприятий также запланирован выпуск отдельных сборников (методических материалов) по направлениям работы Комитета.

В своей работе Комитет взаимодействует с другими комитетами Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом труда и занятости автономного округа, Департаментом социального развития населения автономного округа, Департаментом образования и молодёжной политики автономного округа, Департаментом жилищной политики автономного округа, Департаментом здравоохранения автономного округа и другими исполнительными органами государственной власти автономного округа, а также учреждениями, общественными организациями и объединениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В течение отчётного периода депутатами Комитета была также организована работа по приёму граждан.

Всего за 2014 год в адрес депутатов Комитета поступило 830 обращений (за аналогичный период 2013 года – 852), в том числе:

Западнова Н.Л. – 223 (в 2013 году – 203);

Смирнов А.В. – 85 (в 2013 году – 208);

Антонов В.В. – 83 (в 2013 году – 61);

Гоголева Т.С. – 204 (в 2013 году – 156);

Крыгин А.А. – 130 (в 2013 году – 85);

Сальников И.И. – 59 (в 2013 году – 85);

Филипенко А.В. – 46 (в 2013 году – 54).

Анализируя обращения, можно отметить следующее:

- наибольшее количество обращений – 520 (в 2013 году – 497) было рассмотрено депутатами Комитета посредством личного приёма граждан. Посредством факсимильной и электронной связи было рассмотрено 310 (в 2013 году – 355) обращений;

- в течение установленного 30-дневного срока были рассмотрены 752 (в 2013 году – 776) обращений. С продлением срока, в связи с отправкой дополнительных запросов по компетенции, были рассмотрены 51 (в 2013 году – 27) обращений;

- наибольшее количество обращений было связано с решением жилищных вопросов граждан – 148 (в 2013 году – 159), а также вопросами социальной сферы (спорт, образование, культура) 51 (в 2013 году – 99), здравоохранения – 59 (в 2013 году – 69), социальной защитой населения – 53 (в 2013 году – 82), вопросами жилищно-коммунального комплекса – 63 (в 2013 году – 55), трудовыми отношениями – 46 (в 2013 году – 56) и оказанием материальной помощи – 226 (в 2013 году – 173).

В целом за отчётный период Комитетом по социальной политике Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры была проведена работа, направленная на улучшение качества жизни следующих категорий граждан автономного округа:

- молодёжи;

- пенсионеров;

- многодетных семей;

- лиц с ограниченными возможностями;

- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- работников учреждений бюджетной сферы автономного округа.

Принятые депутатами решения обеспечили надлежащую правовую среду для реализации органами государственной власти автономного округа социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Председатель Комитета
Н.Л. Западнова