Авторизация
Логин
Пароль

              

Заседания




Методические рекомендации по правовому регулированию отдельных вопросов избрания главы муниципального образования из состава депутатов представительного органа муниципального образования и введения должности главы администрации, назначаемого по контракту

Методические рекомендации по правовому регулированию отдельных вопросов избрания главы
муниципального образования из состава депутатов представительного органа муниципального образования
и введения должности главы администрации, назначаемого по контракту.
 

 

1. Основные этапы и сроки внесения изменений в устав муниципального образования:

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрен ряд требований к порядку внесения изменений в устав муниципального образования, особенно если эти изменения касаются структуры и полномочий органов местного самоуправления. В частности необходимо:

1) подготовить проекты решения представительного органа:

о внесении изменений в устав,

о назначении публичных слушаний;

2) назначить публичные слушания по проекту решения о внесении изменений в устав (с опубликованием);

3) опубликовать проект решения о внесении изменений в устав с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом порядка учета предложений по проекту решения, а также порядка участия граждан в его обсуждении;

4) провести публичные слушания, опубликовать результаты публичных слушаний;

5) принять решения о внесении изменений в устав представительным органом;

6) главе муниципального образования подписать и опубликовать решения;

7) направить решения представительного органа на государственную регистрацию в органах юстиции;

8) государственная регистрация решения;

9) опубликование решения представительного органа в средствах массовой информации.

Частью 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

 

2. Основные предложения для внесения изменений в устав муниципального образования

При внесении изменений в устав муниципального образования необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1) в статье о муниципальных выборах, положение об избрании главы муниципального образования населением необходимо исключить;

2) в статье о полномочиях представительного органа необходимо указать, что в исключительной компетенции Думы находятся избрание главы муниципального образования и назначение на должность главы администрации;

3) в статье об организации деятельности представительного органа необходимо указать, что организацию деятельности представительного органа осуществляет глава муниципального образования. Также в указанной статье можно указать, что в период отпуска, командировки, нетрудоспособности главы муниципального образования, его полномочия на основании устава муниципального образования, временно исполняет заместитель председателя представительного органа;

4) в статье о главе муниципального образования необходимо закрепить, что глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Также, определить основные вопросы избрания главы муниципального образования из своего состава, указав, что порядок избрания будет определяться решением представительного органа;

5) в статье о полномочиях главы муниципального образования предусмотреть, что он:

представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

издает в пределах своих полномочий правовые акты;

вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

исполняет полномочия председателя Думы;

6) в статье об исполнительно-распорядительном органе муниципального образования необходимо установить, что администрацией руководит глава администрации на принципах единоначалия, а структура администрации утверждается представительным органом по представлению главы администрации;

7) в статье о главе администрации необходимо указать, что главой администрации является лицо, назначаемое на должность главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. При определении срока полномочий главы администрации необходимо учитывать, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

8) в статье о полномочиях главы администрации представляется необходимым закрепить, что он:

подконтролен и подотчетен представительному органу;

представляет представительному органу ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом;

обеспечивает осуществление администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Кроме того, целесообразно указать, что глава администрации осуществляет иные полномочия, отнесенные к полномочиям главы местной администрации федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, настоящим уставом, решениями представительного органа, контрактом.

 

3. Иные вопросы, требующие дополнительного рассмотрения 

После вступления соответствующих изменений в устав муниципального образования представительный орган в первую очередь должен принять правовые акты, определяющие:

1) порядок избрания главы из состава депутатов представительного органа.

При определении данного порядка необходимо обратить внимание наследующие вопросы:

кто вносит предложения об избрании депутата главой муниципального образования (самовыдвижение, выдвижение группой депутатов в установленном количестве человек, выдвижение 1 депутатом и т.д.),

как оформляется выдвижение депутата на должность главы муниципального образования (заявлением, протокольной записью заседания, решением представительного органа, письмом группы депутатов и т.д.),

вид голосования за избрание главы муниципального образования (открытое, закрытое и т.д.),

сколько депутатов должно проголосовать "за" избрание главы муниципального образования (большинство, две трети; от списочного состава, от присутствующих),

кто подписывает решение об избрании главы муниципального образования (председательствующий на заседании);

2) порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации.

При определении данного порядка необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

сроки формирования конкурсной комиссии (с учетом того, что в муниципальных районах и городских округах одна треть должна быть назначена Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по представлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры);

порядок внесения кандидатур на должность главы администрации (объявление в СМИ о конкурсе, самовыдвижение, или иные подходы);

сколько надо кандидатур (минимум), чтобы конкурс состоялся;

опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса;

сроки внесения кандидатур;

сроки рассмотрения кандидатур (возможные этапы рассмотрения);

сколько кандидатур конкурсная комиссия предлагает представительному органу;

сколько членов конкурсной комиссии должны проголосовать "за" кандидатуру, чтобы ее предложили представительному органу для назначения.

При определении порядка назначения главы администрации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

в какие сроки после проведения конкурса надо представительному органу рассмотреть кандидатуру (кандидатуры) на должность главы администрации;

сколько депутатов должно проголосовать "за", чтобы кандидат был назначен на должность главы;

в какие сроки глава муниципального образования должен подписать с главой администрации контракт.

Кроме вышеизложенного, представительному органу необходимо:

1) утвердить условия контракта для главы местной администрации.

При утверждении условий контракта для главы местной администрации необходимо учитывать, что для главы местной администрации муниципального района или городского округа условия контракта утверждаются представительным органом соответственно муниципального района или городского округа в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации – в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 июля 2007 года № 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" установлена типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации, содержащая, в том числе, условия контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами автономного округа.

Статьей 7 вышеуказанного Закона автономного округа установлено также, что условия типового контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, подлежат обязательному включению в контракт с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации муниципального района или городского округа.

Изменения условий контракта с главой местной администрации муниципального района или городского округа в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами автономного округа, могут быть осуществлены только путем внесения изменений в названный Закон автономного округа.

Таким образом, условия контракта для главы местной администрации муниципального района или городского округа будет утверждаться представительным органом муниципального образования, с обязательным включением части, утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 июля 2007 года № 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре";

2) определить общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании;

3) назначить членов конкурсной комиссии, а в муниципальных районах и городских округах – две трети членов конкурсной комиссии (одна треть назначается Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по представлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). До назначения необходимо определить, кто может являться членом конкурсной комиссии и закрепить указанные положения в соответствующем правовом акте;

4) назначить лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;

5) после назначения представительным органом главы администрации и заключения с ним контракта главой муниципального образования, утвердить структуру местной администрации.

Представительный орган может установить в уставе муниципального образования дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Необходимо отметить, что в отношении должности главы местной администрации муниципального района или городского округа дополнительные требования могут устанавливаться уставом муниципального района или городского округа и законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Статьей 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 июля 2007 года № 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" установлено, что кандидатами на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) в автономном округе могут быть:

граждане Российской Федерации;

достигшие на день назначения возраста 25 лет;

владеющие русским языком;

имеющие высшее профессиональное образование;

имеющие стаж работы на государственных должностях Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации и (или) выборных муниципальных должностях не менее трех лет, либо стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее пяти лет, либо стаж работы руководителем государственного и (или) муниципального предприятия, учреждения не менее трех лет.

При этом установлено, что иностранные граждане, которым в соответствии с международным договором между Российской Федерацией и страной их гражданской принадлежности предоставлено право быть избранными в органы местного самоуправления и находиться на муниципальной службе, могут выдвигать свои кандидатуры на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 июля 2007 года № 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" установлено, что главой местной администрации не может быть гражданин:

признанный недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осужденный к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу;

лишенный права занимать должности муниципальной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу.

При переходе к рассматриваемой системе организации органов местного самоуправления, при которой глава муниципального образования избирается из состава депутатов представительного органа муниципального образования, а глава администрации назначается по контракту, необходимо максимально урегулировать все вопросы, связанные с порядком взаимодействия между представительным органом, главой муниципального образования и главой администрации. 

Следует отметить, что в вопросах формирования штатного расписания и численности муниципальных служащих при переходе на модель управления, при которой глава муниципального образования избирается из состава депутатов представительного органа муниципального образования, а глава администрации назначается по контракту, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений.

Это обусловлено тем, что денежное содержание муниципальных служащих выплачивается из местных бюджетов за счет собственных доходов муниципальных образований.

 
 
 
Перечень
правовых актов, которые необходимо принять для перехода на модель управления,
при которой глава муниципального образования избирается из состава депутатов представительного органа муниципального образования, а глава администрации назначается по контракту
 

1. Изменения в устав муниципального образования.

2. Порядок избрания главы из состава депутатов представительного органа.

3. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации.

4. Порядок назначения главы администрации.

5. Условия контракта для главы местной администрации.

6. Структура местной администрации.

7. Положение об аппарате представительного органа.

8. Изменения в регламент (иной акт регламентного характера) представительного органа. 

 

Государственно-правовое управление
аппарата Думы Ханты-Мансийского
втономного округа – Югры