Авторизация
Логин
Пароль

              

Заседания




О практике работы главы муниципального образования – председателя Совета депутатов сельского поселения

Евгений Иванович Буренков - глава муниципального образования - председатель совета депутатов сельского поселения Приполярный

 

Общие сведения о поселении

Сельское поселение Приполярный расположено в западной части Березовского района. В границах территории сельского поселения Приполярный находится один населенный пункт - поселок Приполярный. Численность населения составляет 1377 человек. Средний возраст населения 34,7 лет. Количество трудоспособного населения 936 человек.

Градообразующим предприятием на территории поселения является Уральское линейно производственное управление магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Югорск» (компрессорная станция «Приполярная» в составе четырех компрессорных цехов и участков магистральных газопроводов).

 

Формирование органов местного самоуправления

В ноябре 2005 года в сельском поселении Приполярный в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», путем проведения муниципальных выборов был сформирован и начал осуществлять свою деятельность представительный орган муниципального образования - Совет депутатов сельского поселения Приполярный, а также избран и приступил к исполнению своих полномочий глава поселения, после чего, в установленном законодательством порядке, в декабре 2005 года создан исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация сельского поселения Приполярный.

 

Деятельность и полномочия представительного органа
местного самоуправления

Деятельность Совета депутатов сельского поселения Приполярный началась с работы по рассмотрению и принятию устава сельского поселения Приполярный - основного муниципального правового акта, являющегося актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов поселения, закрепившего за органами местного самоуправления и населением поселения право на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Решения о создании администрации сельского поселения Приполярный и утверждении ее структуры были приняты Советом поселения своевременно, что позволило главе поселения в установленные законодательством сроки провести все необходимые юридически значимые действия по регистрации исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления, утвердить штатное расписание данного органа, обеспечить замещение должностей и организовать работу аппарата управления.

Советом депутатов за прошедший период проведена серьезная работа по разработке и принятию значительного количества муниципальных правовых актов по вопросам организации местного самоуправления, вопросам местного значения, в том числе основные решения, обеспечивающие реализацию прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления:

о территориальном общественном самоуправлении;

о порядке реализации правотворческой инициативы граждан;

о порядке организации и проведения публичных слушаний;

о порядке назначения и проведения собрания граждан;

о порядке назначения и проведения конференций граждан;

о порядке назначения и проведения опроса граждан.

Совет депутатов второго созыва достаточно профессионально, ответственно выполняет свои функции, принимая все необходимые меры по созданию определенной правовой основы для развития местного самоуправления, в целях обеспечения более эффективного решения вопросов местного значения.

В соответствии с уставом поселения в составе Совета депутатов образованы и осуществляют свою деятельность постоянные депутатские комиссии (комиссия по бюджету и социальной политике, комиссия по местному самоуправлению). Совет депутатов сельского поселения Приполярный представлен в составе Координационного совета представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Березовского района одним депутатом.

В настоящее время осуществляет свою деятельность Совет депутатов второго созыва. Совет депутатов состоит из 10 депутатов. Срок полномочий Совета депутатов составляет 5 лет.

Прием населения по личным вопросам депутатами проводится по месту работы, а также в здании администрации сельского поселения Приполярный.

Основной формой деятельности Совета депутатов являются периодические заседания, проводимые не реже одного раза в три месяца. Общее количество заседаний проводимых за год составляет от 9 до 12 заседаний.

Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Совета депутатов, а также иные вопросы, связанные с организацией деятельности Совета депутатов определены Регламентом Совета депутатов.

В исключительной компетенции Совета депутатов находятся:

1) принятие устава сельского поселения Приполярный и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение бюджета сельского поселения и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития поселения, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия поселения в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

2. Совет поселения также вправе принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ в целях решения вопросов местного значения.

3. Совет поселения осуществляет иные полномочия, отнесенные к полномочиям представительного органа муниципального образования федеральными законами, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

4. Совет поселения заслушивает ежегодные отчеты главы поселения о результатах его деятельности, деятельности администрации поселения, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом поселения.

Данная норма является определяющей в части подотчетности главы поселения представительному органу и регламентирует порядок взаимоотношений высшего должностного лица местного самоуправления и представительного органа, повышая роль представительного органа в системе муниципального управления.

 

Деятельность и полномочия главы поселения

Глава поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным уставом поселения собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава поселения избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет и осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

1. Глава поселения обладает следующими полномочиями по решению вопросов местного значения поселения:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом поселения, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты (постановления, распоряжения);

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов;

5) входит в состав Совета депутатов с правом решающего голоса и исполняет полномочия председателя Совета депутатов;

6) возглавляет администрацию поселения;

7) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

2. Глава поселения осуществляет иные полномочия, отнесенные к полномочиям председателя представительного органа муниципального образования, главы местной администрации федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставом поселения, иными муниципальными правовыми актами.

Глава поселения, исходя из перечня представленных полномочий, выполняет в действующей структуре органов местного самоуправления функции ведущего организатора и одновременно ответственного исполнителя, представляющего муниципальное образование по значительному кругу вопросов не только в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, но и в отношениях с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования и за его пределами.

 

Подготовка муниципальных правовых актов 

1. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами, главой поселения, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором Березовского района.

2. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

 

Публичные слушания

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения Советом депутатов, главой поселения проводятся публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов или главы поселения.

3. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов, назначаются Советом депутатов, а по инициативе главы поселения – главой поселения.

4. На публичные слушания выносятся:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

5. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Совета депутатов.

Следует отметить, что, несмотря на принимаемые органами местного самоуправления меры по повышению уровня информированности населения, население проявляет низкую заинтересованность и недостаточное внимание публичным слушаниям, не активно участвует в обсуждении большинства вопросов выносимых на публичные слушания.

 

Практика осуществления местного самоуправления

Эффективность работы органов местного самоуправления зависит от следующих факторов:

1) выбранной структуры управления местными делами;

2) профессионализма, опыта работы и личностных качеств служащих администрации поселения;

3) профессионализма, управленческих и организационных способностей главы поселения, прежде всего как муниципального менеджера, степени владения им методиками управления развитием территории;

4) достаточного финансирования для выполнения своих функций;

5) разумного разделения труда среди служащих администрации поселения;

6) качества федерального законодательства и законодательства автономного округа о местном самоуправлении;

7) качества муниципальных правовых актов - решений по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами автономного округа;

8) правовой культуры населения и служащих.

В целях обеспечения эффективного и своевременного решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления должны иметь возможность самостоятельно определять свою организационную структуру и штатную численность. Условия работы служащих администрации поселения должны быть такими, чтобы обеспечивать возможности регулярного повышения квалификации и продвижения по службе, получения достойного денежного вознаграждения. Обязательным условием для результативной работы администрации поселения является правильное распределение среди служащих обязанностей и полномочий. Сегодня ситуация складывается совершенно противоположным образом. В администрации поселения сегодня служащие обеспечивают исполнение полномочий органов местного самоуправления по 7- 9 направлениям, что соответственно не может не сказаться на качестве и своевременности решения задач, поставленных перед администрацией поселения.

Важнейшая характеристика местного самоуправления это гарантированная возможность его реализации, прежде всего в соответствии с требованиями населения. Выполнение данного условия возможно, если в муниципальном образовании существуют соответствующие ресурсы и не только финансовые. Предусмотренные федеральным законодательством механизмы и принципы финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления, сегодня как никогда требуют практической реализации. Требуются обеспечить перераспределение доходных источников, в целях приведения их в соответствие с расходными обязательствами муниципальных образований и прежде всего муниципальных образований второго уровня. Сегодня именно так, в рамках бюджетной системы, имеющей в своей основе принцип соподчиненности бюджетов, позиционируется уровень наших муниципальных образований, не имеющих достаточного финансового обеспечения своих полномочий.

В настоящее время, не имея возможности своевременного и эффективного решения значительной части вопросов местного значения, органы местного самоуправления не могут рассчитывать на продолжительную поддержку и высокий уровень доверия со стороны населения. Все принимаемые органами местного самоуправления в существующих условиях решения, без возможности их практической реализации, очень скоро будут напоминать по своей полезности мертвый язык…

За прошедший 4 летний период работы органы местного самоуправления в поселении старались сделать все возможное, чтобы сохранить положительную динамику социально-экономического развития поселения, решить наиболее проблемные вопросы местного значения.

Насколько хорошо удалось это сделать, решать населению. Остается надеяться, что оценка деятельности органов местного самоуправления в существующих условиях, будет объективной.

 

Благодарю за внимание.