27.01.2022
Вопрос:
В законе ХМАО - Югры от 31 марта 2017г. №23-03 "Об обеспечении тишины и покоя граждан в ХМАО-Югре" (С изм. от 17 октября 2018г.) не сказано про допустимый уровень шума в Дб (ДБа) в дневное и вечернее время.
Какой уровень шума является допустимым, а какой нарушением тишины и покоя граждан?
Как без этих данных доказать, что закон нарушен?
Ответ:
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 (далее - Правила), пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных
интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что пользование жилым помещением, осуществляемое гражданином, не должно нарушать права и законные интересы других граждан, в частности соседей.
Граждане, находясь в своем жилище, вправе пользоваться тишиной и покоем как в ночное, так и в дневное время. Причем перечень действий, нарушающих тишину и покой граждан, не может являться исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре требования по обеспечению тишины и покоя граждан регулируются Законом № 23-03.
Статьей 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз ”06 административных правонарушениях" (далее - Закон № 102-оз) установлена административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан.
Допустимый уровень шума, превышение которого влечет административную ответственность, Законом № 23-оз не предусмотрен, составы административных правонарушений статьи 10 Закона № 102-оз также не содержат такого квалифицирующего признака правонарушения, как уровень шума.
Таким образом, наступление административной ответственности за нарушение требований по обеспечению тишины и покоя граждан связано не с уровнем шума, а с нарушением тишины и покоя граждан, поскольку именно нарушение тишины и покоя приводит к нарушению их права на отдых.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10 Закона № 102-оз, производится в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом № 102-03.